Какие доп услуги востребованы в доу. Платные услуги в дошкольных образовательных учреждениях. Организация платных услуг в ДОУ. Нормативная база

После того, как образовательные учреждения получили большую финансовую самостоятельность, увеличилось и количество дополнительных платных услуг в детских садах. При этом остаются вопросы по их документальному оформлению, трудовым взаимоотношениям с преподавателями, налоговому учету. Попробуем разобраться с этими вопросами в нашей статье.

Максимова Карина Юрьевна. Финансовый директор ООО Детский сад «Журавлёнок»

Организация платных услуг в ДОУ. Нормативная база

При организации платных услуг в ДОУ необходимо руководствоваться в первую очередь Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Согласно данным нормативным актам организуя платные образовательные услуги в детском саду следует соблюсти ряд требований.

Все про платные услуги в образовательных учреждениях T1M17S Платные услуги в образовательных учреждениях

Во-первых, платные услуги в дошкольном учреждении нельзя оказывать вместо образовательных услуг, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием. Таким образом реализуя утвержденную образовательную программу, ДОУ может оказывать дополнительные платные услуги, не связанные с данной программой. При этом многие придерживаются той точки зрения, что платные услуги нельзя оказывать во время работы детского сада, то есть при режиме работы с 7.30 до 19.30. Дополнительные образовательные услуги в ДОУ могут быть оказаны только после 19.30.

Во-вторых, нельзя забывать, что условие о возможности оказания дополнительных платных услуг в детском саду должно быть в обязательном порядке прописано в Уставе учреждения. При отсутствии в Уставе возможности оказывать платные услуги, учреждению необходимо внести в данный документ изменения и только после утверждения новой редакции Устава у детского сада появится право оказывать данный вид услуг.

В-третьих, дополнительные платные услуги в детских садах могут оказываться исключительно на основании договора между организацией и Заказчиком. Договор составляется в простой письменной форме и должен содержать всю необходимую информацию об образовательном учреждении, оказываемой услуге, сроках ее оказания, стоимости, порядке оплаты и прочие обязательные данные. Данные о стоимости не могут противоречить другим источникам такой информации детского сада (например, сайту ДОУ, доске «Информация» и т.д.). Стоимость услуги, устанавливаемая в договоре, не может увеличиваться больше уровня инфляции РФ. При утверждении формы договора на оказание платных образовательных услуг в детском саду можно брать за основу типовые формы договоров, утверждённые органом исполнительной власти в сфере образования в каждом конкретном регионе.

В-четвертых, при организации дополнительных образовательных услуг следует соблюдать требования санитарных норм, должны быть созданы условия для качественного оказания услуги.

В-пятых, дополнительные платные образовательные услуги в детсаду должны оказываться, как и любые другие услуги, в соответствии с «Законом о защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом РФ. При этом должны соблюдаться сроки исполнения услуг, их объем и качество.

Также при организации платных образовательных услуг в детских садах не нужно забывать про правильное документальное оформление данного вида деятельности.

Решение об оказании дополнительных платных услуг в ДОУ должно быть в обязательном порядке согласовано с Управляющим советом детского сада (или Управляющим советом образовательной образовательного комплекса). Данное решение должно быть оформлено протоколом собрания, на основании которого необходимо издать приказ руководителя образовательной организации.

Локальная документация по организации платных услуг

Помимо приказа, в образовательном учреждении должны быть разработаны локальные нормативные акты, регулирующие порядок и условия организации и оказания платных образовательных услуг в дошкольном учреждении. Это может быть Положение об оказании платных услуг ДОУ, изменения в учетную политику учреждения, Правила оказания платных образовательных услуг и т.д. Не стоит забывать о графике оказания дополнительных образовательных услуг, их перечне, устанавливаемом исходя из запросов заказчиков (родителей воспитанников) и своих возможностей, должностных инструкциях для преподавателей, расчете цены за оказываемые услуги. И как мы уже говорили ранее, необходимо утвердить форму договора, заключаемого с получателями данной услуги. И конечно же необходимо внести данный вид дохода в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

После проведения всех необходимых процедур по документальному оформлению платных образовательных услуг в детском саду, необходимо решить кадровые вопросы. Оказывать дополнительные платные образовательные услуги могут как штатные преподаватели, так и внешние сотрудники. Штатные сотрудники могут быть привлечены к работе в качестве внутренних совместителей или по договору гражданско-правового характера. Внешние специалисты могут быть приняты в учреждение как по трудовому договору с соблюдений всех прав и гарантий согласно ТК РФ, так и по договору взаимного оказания услуг (гражданско-правовой договор). Гражданско-правовой договор следует заключать с физическим лицом в том случае, если в штатном расписании учреждения отсутствуют требуемые должности. В обоих видах договоров необходимо прописать обязательное условие о сумме и порядке вознаграждения за выполненную работу.

Следует обратить внимание на ч.2 ст. 48 «Закона об образовании в РФ», в которой указано, что «педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника». Формулировка данной статьи не запрещает штатному преподавателю оказывать платные дополнительные образовательные услуги воспитанникам детского сада, в котором он трудится в рамках внутреннего совместительствам, но отсылает нас к тому, что дополнительные платные услуги не могут быть оказаны вовремя и вместо образовательной программы, утвержденной в ДОУ.

Налогообложение платных услуг

Теперь обратимся к вопросу налогообложения платных образовательных услуг в детских садах. Вопрос обложения НДС дополнительных платных услуг является достаточно спорным. Согласно НК РФ, данным налогом «…не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии…». Следовательно, необходимо иметь четкое представления относятся ли платные дополнительные услуги к тем, что прописаны в лицензии детского сада. Если принятие решения вызывает вопросы, лучше облагать стоимость услуг НДС в целях избежание дальнейших споров с налоговой инспекцией.

Доходы, полученные от оказания учреждением платных образовательных услуг, включаются в базу по налогу на прибыль в полном объеме. Согласно п 1.1. ст.284 НК РФ образовательные организации могут применять 0 ставку по налогу на прибыль при соблюдении ряда условий:

  • вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством РФ;
  • учреждение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы.
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Поэтому при учете доходов от приносящей доход деятельности в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль учреждению следует проанализировать данные условия.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие платных образовательных услуг в детсадах оказывает положительную динамику в деятельности данных учреждений. У ДОУ появляется дополнительный источник дохода, который оно может использовать в соответствии со своими уставными целями, в том числе и на пополнение материально-технической базы. У педагогического состава, занятого в оказании платных услуг, увеличивается заработная плата. У детского сада появляется больше возможностей для реализации каких-либо образовательных проектов для своих воспитанников.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1.Изучение спроса на платные дополнительные образовательные услуги, определение предполагаемого контингента воспитанников;

2.Формирование нормативно - правовой базы для оказания платных дополнительных образовательных услуг;

3.Создание условий для предоставления платных дополнительных образовательных услуг;

4.Заключение договоров с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг в каждом случае персонально на определённый срок;

5.В течение оговоренного периода возможны дополнительные соглашения к договору по стоимости обучения. Договора являются отчётным документом и хранятся не менее 5 лет;

6.Издание приказа об организации работы Учреждения по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, утверждение графика работы работников, предоставляющих услуги, сметы доходов и расходов, учебных планов и т. д.

7.Заключение трудовых соглашений со специалистами на предоставление услуг на оказание платных услуг

ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

1. Хореографическая студия «Ритм»

2. Изостудия «Весёлые ладошки»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УСТАВУ

Сенсорика

Обучение детей чтению

Риторика

Математика

Театрализованная деятельность

Адаптационная группа

Группы кратковременного пребывания детей

Группы вечернего пребывания

Подготовка к школе детей, не посещающих Учреждение


Конструирование

Проведение семейных праздников

Дополнительные часы пребывания детей в Учреждении

Спортивные секции

Вокальные объединения

Оказание коррекционной и консультативной помощи психолога

Студия раннего развития

Музыкальный театр

Экскурсионная деятельность, превышающая образовательный стандарт

Педагогический и психологический лекторий с практическими занятиями

Кружки по интересам

Предоставление ДОУ платных услуг с учетом последних изменений в законодательстве

Правовая основа предоставления ДОУ платных образовательных услуг

Виды платных услуг, реализуемых ДОУ

Платные дополнительные образовательные услуги

Включение перечня платных услуг в учредительные документы ДОУ

Виды образовательных услуг, не относящихся к платным

Информирование родителей об оказываемых платных услугах

Порядок заключения договоров на оказание платных образовательных услуг

Порядок оплаты образовательных услуг

Нормативные документы

Правовая основа предоставления ДОУ платных образовательных услуг

Согласно п. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации -1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования , всех форм собственности и ведомственной принадлежности (далее – ДОУ) вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.


Виды ДОУ, которые вправе оказывать платные дополнительные услуги:

дошкольное образовательное учреждение, постоянно действующее в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ;

образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, действующее в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. постановлением Правительства РФ;

общеобразовательное учреждение, в состав которого входят группы дошкольного образования и воспитания детей.

В то же время, согласно подп. "б" п. 11 ст. 3 Федерального закона -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон), ДОУ могут оказывать такие платные услуги лишь "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям".

Также необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность ДОУ, имевшая ранее формулировку "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону, стала называться "приносящая доход деятельность" (внесены изменения в ст. 47 Закона РФ "Об образовании") – т. е. с предпринимательской теперь не соотносится.

Кроме того, Законом (п. 4 ст. 6) установлено три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные, что для ДОУ различных видов определяет разные возможности по оказанию платных услуг. Так, детский сад, детский сад для детей раннего возраста, детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка – детский сад могут функционировать в форме бюджетного или автономного учреждения, широко используя возможности по реализации платных услуг населению. Но детский сад компенсирующего вида или начальная школа – детский сад компенсирующего вида, скорее всего, будут функционировать в статусе казенного учреждения (хотя перечень учреждений, относимых к типу казенных, будет выбираться на каждом уровне власти свой). А казенные учреждения, как новый тип учреждений, будут иметь статус, фактически аналогичный статусу ныне действующих бюджетных учреждений , и сметное финансирование с дополнительным ограничением в виде зачисления доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет (так как этот вид деятельности как таковой будет не свойственен данным учреждениям).

Иными словами, платные услуги должны предоставляться ДОУ с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества, развития и совершенствования услуг, расширения материально-технической базы, создания возможности для организации и проведения занятий по месту жительства.

Согласно приказу "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования" результаты оказания ДОУ платных дополнительных услуг должны быть отражены в формах федерального статистического наблюдения.

Предоставление ДОУ платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования , на территории которых ДОУ функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона).

Отношения, возникающие между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников в процессе оказания платных услуг, регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ (далее – Правила).

Пункт 3 Правил определяет юридических и физических лиц, на которых распространяется действие этого документа, выделяя "государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями".


Виды платных услуг, реализуемых ДОУ

Виды платных услуг, которые может реализовывать ДОУ, устанавливаются различными нормативными актами .

Согласно п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" к платным образовательным услугам относятся:

обучение по дополнительным образовательным программам;

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

репетиторство;

занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги.

Согласно Примерному перечню платных дополнительных образовательных услуг, которые ДОУ может оказывать за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, к ним относятся:

1. Образовательные и развивающие услуги:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;

в) различные курсы:

по подготовке к поступлению в учебное заведение;

г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;

д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика , ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

Действует также постановление Правительства РФ "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг". Государственные услуги в сфере образования и науки определены в перечне, утв. зам. министра образования и науки РФ 16.07.2009. К сожалению, виды услуг, представленные в перечне, сформулированы обобщенно, например, реализация общеобразовательных программ дошкольного образования. Данный недостаток присущ и перечням государственных услуг, формируемым на региональном и муниципальном уровнях, что потребует их пересмотра для упорядочения процедур формирования государственного (муниципального) задания и реализации платных услуг населению согласно Закону № 83ФЗ. При этом регламентированы на настоящий момент методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (приказ Минэкономразвития России "Об основных положениях по расчету платы за оказание платных услуг, включенных в перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами власти государственных услуг", утв. постановлением Правительства РФ).


Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований должны принять собственный нормативноправовой акт, регламентирующий методику расчета стоимости платных услуг в ДОУ. Это связано с необходимостью формирования цены на платную услугу, соотносимой с утверждаемыми региональными и муниципальными нормативами.

В настоящее время при нормировании затрат применяются корректирующие коэффициенты для различных образовательных программ, что нарушает принцип унификации затрат на государственную услугу, определенный п. 5 ст. 6 Закона № 83ФЗ, а также влечет проблемы при конкурсном порядке размещения государственного задания. Необходимо расширить перечень государственных услуг с учетом вида и профиля предоставляемых ДОУ услуг.

Укрупнение государственных услуг в сфере образования и науки сопровождается более детальным подходом к видам реализованных услуг при определении порядка отчетности образовательных учреждений. Так, возможные виды платных образовательных услуг для ДОУ жестко детерминированы приказом Минэкономразвития России и Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования".

В соответствии с утвержденными отчетными формами дошкольное образовательное учреждение будет заполнять следующую форму:

Включение перечня платных услуг в учредительные документы ДОУ

Поскольку ДОУ не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу, то в уставы государственных и муниципальных ДОУ и негосударственных образовательных организаций в обязательном порядке должен быть включен перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Принятые в последнее время нормативные правовые акты не содержат новых решений по этому вопросу. Согласно п. 5 ст. 5 Закона № 83ФЗ и автономное, и бюджетное учреждения должны указывать информацию о ведении приносящей доход деятельности в учредительных документах.

В то же время следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" "платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет".

Виды образовательных услуг, не относящихся к платным

Пункт 4 Правил конкретизирует виды услуг, которые не могут быть реализованы как платные. К ним относятся:

снижение установленной наполняемости групп (классов), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Согласно п. 1 письма Минобразования России -М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" (далее – Письмо) к платным услугам не относятся дополнительные занятия с неуспевающими.

Информирование родителей об оказываемых платных услугах

ДОУ оказывает платные услуги на основании договоров. До заключения договора ДОУ обязано предоставить родителям (законным представителям) потребителя услуги достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Правил).


Способ доведения информации до потребителя, согласно письму Минобразования России ю-31нн-40/31-09 <О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования>, устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, которые определены законодательством РФ. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность информации для населения, используя объявления, буклеты , проспекты, информацию на стендах, предоставление информации по требованию заказчика. Причем информацию необходимо разместить в удобном для обозрения месте.

Образовательное учреждение, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя следующую информацию:

а) наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефоны органов, их выдавших;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена

в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

д) порядок приема и требования к поступающим;

е) форму документа, выдаваемого по окончании обучения.

Помимо этого, согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального закона ФЗ "О некоммерческих организациях " (далее – Закон "О некоммерческих организациях"), внесенного Законом № 83ФЗ, образовательное учреждение должно обеспечить открытость и доступность следующих документов:

1) учредительных документов государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенных в них изменений;

2) свидетельства о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решения учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решения учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положений о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином России;

8) сведений о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.


Открытость вышеперечисленной информации должна учитывать требования законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

При этом сведения о ДОУ (определенные п. 3.3 ст. 32 Закона "О некоммерческих организациях"), согласно п. 3.5, размещаются органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением. А значит, в самом ДОУ должна быть визуально доступна для потребителей услуг информация о сайте, где представлена наиболее полная информация об организационных и финансовых аспектах деятельности ДОУ.

Порядок заключения договоров на оказание платных образовательных услуг

При заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учесть требования, изложенные в письме Минобразования России ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг". В частности, необходимо знать условия, противоречащие законодательству. К ним относятся:

«включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (противоречит в части вопросов оплаты услуг за обучение ст. 310 ГК РФ);

ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин, предоставленное ст. 782 ГК РФ;

условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании ст. 782 ГК РФ, а также установление штрафа за такой отказ;

установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ , зачетов, итоговую аттестацию (запрещено ст. 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");

установление в договорах помимо платы за обучение "безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения" (противоречит п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании");

установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения (противоречит ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей")».

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными ДОУ, а также негосударственными образовательными организациями и индивидуальным предпринимателем утверждена приказом Минобразования России.

Руководитель ДОУ несет в установленном порядке ответственность:

за качество оказания населению платных услуг;

соблюдение сметной, финансовой и трудовой дисциплины;

сохранность материальных и других ценностей в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Договоры на оказание платных услуг подписываются должностными лицами ДОУ, имеющими соответствующие полномочия. Перечень лиц, уполномоченных на право подписания данных договоров, утверждается приказом руководителя ДОУ.


По каждому виду платных дополнительных услуг в ДОУ должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Кроме того, согласно п. 2 Письма, ДОУ обязано:

на основании заключенных договоров издать приказ об организации в учреждении платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных услуг, учебные планы и штаты;

заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных дополнительных услуг.

Порядок оплаты образовательных услуг

Оплата образовательных услуг производится либо в ДОУ (при наличии кассового аппарата), либо в отделениях банка. При расчетах с населением ДОУ должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утверждаемый в установленном порядке, а также выдавать копию документа, подтверждающего прием наличных денег. Прием денег за образовательные услуги производится в этом случае в специально выделенном кабинете материально ответственными лицами, назначенными приказом руководителя ДОУ.

Безналичные расчеты производятся через банковские учреждения и (или) отделения почтовой связи на лицевой счет ДОУ, открытый в органах казначейства, а если ДОУ переходит в тип автономного учреждения, то на счет в кредитной организации или на лицевой счет соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (т. е. автономное учреждение, согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона -ФЗ "Об автономных учреждениях" с изменениями, внесенными Законом, может иметь расчетный счет в кредитном учреждении или обслуживаться через органы казначейства).

Если расчет производится в безналичной форме, то ДОУ должно получить от потребителя квитанцию об оплате с отметкой банка либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Цены на платные услуги ДОУ обычно устанавливаются и (или) утверждаются управлениями (департаментами, отделами) образования муниципального образования, в чьей собственности находится учреждение, или субъектом РФ для использования на всей территории региона (п. 4 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" в редакции Закона). По своей структуре и содержанию региональные документы, регламентирующие цены на оказание платных образовательных услуг, мало чем отличаются один от другого. В качестве примера такого документа можно привести приказ Минобразования Московской области "Об утверждении методических рекомендаций по формированию цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области на платной основе". Они устанавливают общие принципы формирования и расходования средств, поступающих от оказания платных услуг населению, а также требования к установлению цен за эти услуги, как правило, не чаще одного раза в год. Обычно цены за платные услуги экономически обосновываются ДОУ, согласовываются с управлением образования администрации муниципального образования и утверждаются постановлением администрации муниципального образования.

В соответствии с подп. 4 п. 5 ст. 6 Закона № 83ФЗ порядок определения платы за реализуемые услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя ДОУ, если иное не предусмотрено федеральным законом. Условия оказания одних и тех же услуг, а также плата за них должны быть одинаковы.


Согласно Закону оказание ДОУ платных услуг рассматривается как приносящая доход деятельность, а плата за услуги – как выручка от реализации этих услуг. Поскольку взаимоотношения ДОУ, воспитанника (обучающегося) и его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим сроки предоставления образовательных услуг, размер платы за них и иные условия, то средства, полученные ДОУ в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежат включению в налогооблагаемую базу при наступлении отчетного периода, к которому они имеют отношение по условиям договора. При этом момент реализации платных образовательных услуг совпадает со сроком истечения соответствующего периода обучения, за который вносится оплата согласно условиям заключаемых договоров.

Нормативные документы

Федеральный закон -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 01.01.2001)

Федеральный закон -ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 01.01.2001)

Закон Российской Федерации -1 "Об образовании" (ред. от 01.01.2001)

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (ред. от 01.01.2001)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (ред. от 01.01.2001)

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. постановлением Правительства РФ

Приказ Росстата "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования" (ред. от 01.01.2001)

Приказ Минобразования России "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"

<Письмо> Минобразования России от 01.01.2001 № /31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования"

Письмо Минобразования России ю-31нн-40/31-09 <О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования>

Письмо Минобразования России от 01.01.2001 № ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"

Письмо Минобразования России -М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг"

Дополнительные платные услуги в детском саду.

Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

В своей деятельности мы руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими оказание платных образовательных услуг:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";

Гражданский кодекс;

Письмо Минобразования РФ от 15.12.1998 N 57 “О внебюджетных средствах образовательных учреждений“;

Письмо Минобразования от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 “О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг“;

Письмо Минобразования от 23.08.2000 N 22-06-922 “О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях“;

Письмо Минобразования от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15 “О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования“.

Детский сад «Алёнушка» помогает каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям (законным представителям) ребёнка увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов.

В дошкольном возрасте ребенок может посещать сразу несколько кружков, поскольку занятия для малышей не утомительны, и построены в игровой форме.

Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка и не требуют от него особых способностей и талантов.

Платными дополнительными образовательными услугами воспользовались 456 детей дошкольного возраста.

Регулярно в детском саду оформляются выставки детских работ по тестопластике, фото стенд для родителей.

Предлагаемые платные образовательные услуги можно разделить по направлениям:

Развивающие услуги: художественно-эстетические «Волшебный мир мозаики», «Пластилинография», «Очумелые ручки», «Театральная студия», «Весёлая палитра», танцевальная группа «Карамелька». «Бисероплетение и вышивка бисером», «Рукоделие», проведение детского праздника «День рождения», «Речевичок».

Оздоровительные мероприятия: «Фитбол-гимнастика», «Спортивные танцы», «Кислородный коктейль».

Интеллектуально-развивающие: «Логическое мышление», «Умники и умницы»

Услуга: группа продлённого дня.

Цель: создать систему платных образовательных услуг в детском саду для обеспечения вариативности образования.

Задачи:

1 .Удовлетворить родительский спрос на платные образовательные услуги.

2. Сформировать ресурсное обеспечение; реализовать новые подходы к созданию развивающей среды.

3. Создание безопасных и комфортных условий для проведения платных услуг.

4. Расширить возможности финансирования учреждения за счет привлечения денежных средств из незапрещенных источников.

5.Разработать содержание, совершенствование программ платных услуг для превышения стандарта образования.

6.Удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам.

Формы работы:

Занятия по предоставлению платных услуг.

Беседы с родителями и педагогами (индивидуальные и групповые).

Консультации для педагогов, осуществляющих платные услуги.

Дни открытых дверей с открытым показом.

Детский сад обеспечивает оказание услуги в полном объеме, в соответствии с утвержденной дополнительной образовательной программой и условиями договора об оказании платных образовательных услуг. Договор регламентирует условия и сроки получения услуг, порядок расчета, права, обязанности и ответственность сторон.

Детский сад обеспечивает создание среды, способствующей обучению и воспитанию. Занятия с детьми проводятся в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Прием детей производится по заявлению родителей на основании договора. Родители имеют право расторгнуть договор по собственному желанию в любое время на основании письменного заявления.

Стоимость устанавливается в соответствии с приказом Главы администрации Заводоуковского городского округа. Родители ежемесячно вносят плату за предоставленную услугу.

Оказание платной дополнительной образовательной услуги:

Оформляется договором с заказчиком на оказание платной услуги;

Оформляется трудовыми отношения с работниками, занятыми предоставлением платной дополнительной образовательной услуги;

Обеспечивает контроль над качеством услуг;

Формируются списки детей группы;

Ведётся табель посещаемости детьми занятий.

- Руководитель каждой образовательной услуги составляет дополнительную общеразвивающую программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Английский язык как дополнительная образовательная услуга в детском саду»

Дошкольный возраст признан наиболее благоприятным периодом для освоения иностранного языка. Опрос родителей наших воспитанников, подтвердил востребованность изу...

УЧЕБНЫЙ ПЛАН по оказанию платной дополнительной образовательной услуги «Детский мир в коробке»

Пояснительная записка Учебный план по оказанию платной дополнительной образовательной услуги для д...

Дополнительные образовательные услуги в детском саду - новый путь творческой самореализации ребенка

В статье определена роль введения дополнительных образовательных услуг в современных дошкольных образовательных учреждениях, связанная с возникшим спросом со стороны родителей, направленным на...

Как организовать дополнительные платные образовательные услуги

в детском дошкольном учреждении

Организацию платных дополнительных образовательных услуг необходимо начинать с изучения нормативно-правовой документации по этому вопросу. За основу такого документа можно брать Постановление правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В 2003 году в него внесли изменения.

Подготовительный этап работы начинается с изучения рынка спроса дополнительного образования. В роли заказчиков выступают родители. В летний период провести анкетирование среди них и выявить желание получать дополнительные услуги и возможности оплаты выбранной услуги. По окончании анализа данных оформляется заключение, где развернуто обобщаются выводы о спросе на дополнительные услуги в детском саду.

На следующем этапе формируются списки детей по видам деятельности и подбираются педагоги дополнительного образования. Педагоги могут быть выбраны из постоянного контингента работающих, если они отвечают требованиям. Часть педагогов можно приглашать со стороны для выполнения программы дополнительного образования. Ранний возраст детей не мешает применению дополнительного образования.

В работе используются собственные авторские, модифицированные и адаптированные программы. Они утверждаются педсоветом детского учреждения, учебно-методическим центром или Институтом повышения квалификации. Это могут быть и стандартные программы рекомендованные Министерством образования РФ. Чем выше процент участия дошколят в занятиях дополнительным образованием, тем эффективнее его действие.

Обязательным условием является заключение трудовых договоров с педагогами на период оказания ими платных услуг. Содержание трудового договора состоит из прав и обязанностей сторон заключающих его. Каждый исполнитель получает должностную инструкцию, где конкретно расписана его деятельность. Все закрепляется изданием приказа « О предоставлении дополнительных платных образовательных услуг».

Для родителей должен быть оформлен наглядный информационный уголок в доступном и удобном месте. Информация уголка содержит необходимые сведения о работе дошкольного учреждения.

С родителями, которые решили получать для детей дополнительное образование, также заключается договор перед самым началом занятий. Договор включает в себя наименование услуг, форму предоставления, недельное и месячное количество часов, стоимость услуги. Договор носит временный характер и ограничен сроками оказания услуг.

Если в ДОУ бухгалтерия работает самостоятельно, то в обязанности старшего бухгалтера входит ежегодное составление документов по доходам и расходам от всех видов деятельности. Делает необходимые расчеты по дополнительным образовательным услугам и заработной плате. Готовит тарификационные списки и составляет штатное расписание. В списке штатного расписания по платным услугам в детском саду должны быть сотрудники, имеющие непосредственное отношение к платным услугам. Бухгалтер делает расчет заработной платы и согласовывает это с администрацией и работниками дополнительного образования. Оплата за дополнительные образовательные услуги производится ежемесячно. Дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно определять в какую сумму будут обходиться все дополнительные платные образовательные услуги. Чтобы определить, сколько будет стоить услуга, необходимо учитывать обеспеченность родителей, социальное окружение учреждения, конкуренцию и широту спектра предоставляемых услуг.

К предпринимательской деятельности ДОУ может идти постепенно. Сначала это будет выглядеть как бесплатная кружковая работа. И если ее реализация даст положительные результаты, разработать программу дополнительного образования этого направления и внедрять уже как платную. Педагогов и специалистов детских садов сейчас интересует организация кружковой работы как стимул повышения заработной платы. Все виды кружковой работы должны вестись согласно утвержденным перспективным планам.

Дополнительное образование намного шире государственного образовательного стандарта. В ходе кружковых занятий предлагаются новые приемы и технологии обучения.

Большое внимание уделяется индивидуальному взаимодействию с дошкольником.

Что же необходимо для организации

платных дополнительных образовательных услуг

в дошкольных учреждениях?

Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться Уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Оказание платных образовательных услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ « О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.

Для договора об оказании платных образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие условия:

Предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель;

Сроки оказания услуг;

Все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора Вы вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для Вас значение.

В соответствии с принципом свободы договора, закрепленным гражданским законодательством, условия договора формируются по усмотрению сторон.

Для организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ необходимо:

1. Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент;

2. Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей;

3. Указать в Уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;

4. Заключить договор с заказчиком на оказание ПДО услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые ПДО услуги должна производиться только через учреждения банков;

5. На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение ПДО услуг, учебные планы и штаты;

6. Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг.

Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спецналога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.

Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.

Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.

Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных Уставом учреждения.

В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов, имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций и ценных бумаг и получение доходов по ним) дошкольные образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Алгоритм организации ПДО услуг населению в образовательном учреждении

1. Организация работы Совета, разработка локальных актов об органах самоуправления, принятия решений (общего собрания, приказ по саду).

2. Анализ устава, внесение при необходимости дополнений и изменений.

3. Анализ лицензии, внесение при необходимости дополнений и изменений.

4. Проведение маркетинговых исследований по изучению запросов населения в сфере ПДО услуг.

5. Работа Совета по результатам маркетинга, решение Совета об утверждении Положения о ПДО услугах и Перечня ПДО услуг в МОУ на текущий учебный год.

6. Подготовка проекта организационного приказа по ПДО услугам и документов, утверждаемых данным приказом.

7. Подготовка заявления и направление в РОУО проекта организационного приказа на согласование.

8. Разработка проекта приказа РОУО (для ускорения процесса открытия ПДО услуг), одновременно решение вопроса по ведению бухгалтерского учета в МОУ.

9. Оформление информационного стенда «Уголок потребителя».

10. Сбор заявлений родителей, предварительное комплектование групп и подбор кадров.

11. Подготовка проекта приказа о комплектовании групп и оформление сопутствующих документов.

12. Заключение договоров с родителями и трудовых договоров.

13. Оформление деятельности внебюджетного структурного подразделения:

13.1. Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях (Положение о Центре ПДО услуг, Положение о бухгалтерии).

13.2. Разработка локальных актов по внебюджетной деятельности (о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования).

14. Организация делопроизводства в структурном подразделении по ПДО услугам.

15. Разработка смет по ПДО услугам.

16. Разработка сметы по расходованию внебюджетных средств.

17. Сверка документов по ПДО услугам с другими локальными актами МОУ.

Перечень документов по платным дополнительным образовательным услугам ДОУ
1. Устав ДОУ с перечнем разрешенных дополнительных платных образовательных услуг.

2. Основные локальные нормативные акты.

2.1. Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

2.2. Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг родителям (законным представителям) воспитанников.

2.3. Положение о Наблюдательном совете ДОУ.

2.4. Решение Наблюдательного совета об оказании платных дополнительных образовательных услуг, об утверждении смет расходов по услугам, об утверждении локальных нормативных актов по ПДО услугам, изменение и дополнение к ним и т.д.

2.6. Трудовой договор с работником.

2.7. Протоколы общего собрания трудового коллектива (представительного органа) по вопросу отчета руководителя о расходовании внебюджетных средств.

2.8. Протоколы родительских собраний по вопросу отчета заведующего и Наблюдательного совета о расходовании целевых внебюджетных средств.

2.9. Книга учета претензий и предложений по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

3. Организационно-распорядительные документы.

3.1. Приказ об организации в ДОУ платных дополнительных образовательных услуг (с утверждением или введением в действие локальных актов и распределение обязанностей по организации ПДО услуг).

3.2. Штатное расписание (дополнительное).

3.3. Структура и штатная численность (дополнительные).

3.4. Перечень платных дополнительных образовательных услуг на текущий учебный год.

3.5. Приказ о комплектовании и организации работы платных групп.

3.6. Тарификационный список педагогических работников (дополнительные).

3.7. Должностные инструкции работников (дополнительные).

3.8. Сметы затрат по каждой платной дополнительной образовательной услуге.

3.9. Документы об оплате за дополнительные платные образовательные услуги через органы казначейства.

3.10. Положение о внебюджетном фонде и порядке расходования внебюджетных средств.

3.11. Смета доходов и расходов.

4. Иные локальные акты.

4.12. Образовательные программы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг и учебный план.

4.13. Календарные тематические планы по ПДО услугам.

4.14. Расписание (сетка) занятий.

4.15. Программа методического обеспечения.

5. Информационный блок.

5.12. Стенд для родителей (законных представителей) воспитанников с информацией о дополнительных платных образовательных услугах.

5.13. Вывеска с режимом работы ДОУ.

5.14. Вывеска с информацией о предоставляемых дополнительных платных образовательных услуг.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида»
Рассмотрена на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ

МАДОУ № 81 протокол № _________ Заведующий МАДОУ № 81

От «____»_____________________ Уличев А.Ю.

«____»___________

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Английский язык для дошкольников»
Автор программы: авторский коллектив под руководством А.А.Майер

Составитель: Морозова Н.И.

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Педагог дополнительного образования:

Милютина Елена Валентиновна

Великий Новгород

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования «Английский язык для дошкольников» имеет культурологическую направленность. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

Программа разработана на основе курса английского языка для дошкольной подготовки детей “First steps in English” («Первые шаги в английском»), разработанного авторским коллективом под руководством А.А.Майера. Программа модифицирована и адаптирована к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении и реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.

Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.

Пятилетний возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.

Актуальность. Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей.

Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.

На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

Цель - создать условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно – речевое развитие воспитанников и готовность детей к школьному образованию через изучение английского языка.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:


  1. Познакомить детей дошкольного возраста со страной изучаемого языка, ее культурой.

  2. Познакомить детей с грамматическими основами английского языка.

  3. Познакомить детей с лексикой и простыми фразами по изучаемым темам.

  4. Развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке.

  5. Развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи на слух).
Отличительной особенностью данной программы является то, что онамодифицирована. Все изменения обусловлены адаптацией программы «First steps in English» к условиям дополнительного образования в дошкольном учреждении. В рамках модификации общее количество часов по программе было изменено с 72 до 60. При этом объем, и порядок тем изменен не был.

Программа предполагает повторение одних и тех же тем на 1- 2 годы обучения, с усложнением. На 2ом году обучения добавляется лексический материал, вводятся новые грамматические формы, происходит обучение развернутому монологическому высказыванию как составной части диалогического общения, большее внимание уделяется навыку аудирования - понимание аудиотекстов, представляющих различные жанры и стили речи, расширение фонетического минимума.

Возраст детей. Программапредусматривает обучение детей5-7 лет.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 2 года обучения, 60 часов в год, 120 часов за весь курс обучения.

Формы и режим занятий: Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 8-12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения:

Воспитанник должен уметь:

Специальные умения

Диалогическая речь - отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера.

Монологическая речь -

Аудирование - понимать речь учителя по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.

Специальные навыки.

Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией.

Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п.

2 год обучения.

Воспитанник должен уметь:

Специальные умения.

Диалогическая речь отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера. Правильно оформлять свои речевые реакции с точки зрения норм изучаемого языка в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения; расспросить о том же речевого партнера.

Монологическая речь - делать связное сообщение по предложенной теме, правильно оформляя свое высказывание с точки зрения норм изучаемого языка, в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения.

Аудирование - понимать речь педагога по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.

Специальные навыки.

Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно их произносить, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией.

Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п

Требования, предъявляемые к выпускнику.

Воспитанники должны знать лексическое содержание таких тем, как: «Я», «Моя семья», «Мои игрушки», «Животные», «Еда», «Профессии», «Счет (1-10)», «Дни недели», «Цвета», «Времена года», «Погода и одежда», «Хобби», «Квартира», «Мой дом», «Праздники».

Способом определения результативности реализации данной программы являетсяэкспертная оценкав процессе открытых занятий, которые проводятся два раза в год промежуточное (декабрь), итоговое (май), участие детей в праздниках, проводимых в детском саду.

На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям:


  • понимание и владение изученной лексикой; самостоятельное исполнение изученных стихов, песен и т.д.

  • понимание задания и активное участие в играх;

  • понимание вопросов речевого партнера и умение на них ответить.
Учебно-тематический план

1-2 годы обучения


п/п

Тема занятий

Практические

Теоретические

Всего часов

1

Знакомство

2

2

4

2

Я

2

2

4

3

Животные

2

2

4

4

Времена года

2

2

4

5

Погода и одежда

2

2

4

6

Цвета

2

2

4

7

Праздники

2

2

4

8

Еда

2

2

4

9

Моя семья

2

2

4

10

Мои игрушки

2

2

4

11

Мой дом. Квартира

3

3

6

12

Профессии

2

2

4

13

Хобби

2

2

4

14

Счет

2

2

4

15

Заключительное занятие. Подведение итогов

1

1

2

Итого

30

30

60

Скачать бесплатно в.pdf

Нормативная база по организации дополнительных платных услуг в детском саду

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Обязано ли ДОУ предоставить заказчику смету на платную образовательную деятельность?

— В данном случае здесь необходимо применять закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Если родители заключают договор на оказание дополнительных платных услуг в детском саду, они имеет право на то, чтобы им предъявили смету. Это будет являться равноправием сторон договора. Родители должны видеть, как сформирована цена на данные услуги. По закону "О защите прав потребителей" учреждение обязано предоставить им смету.

Время проведения дополнительных платных услуг в детском саду

В какое время необходимо проводить дополнительные платные услуги в детском саду?

— Дошкольное учреждение самостоятельно устанавливает порядок оказания этих услуг и график их предоставления. Вместо образовательных услуг дополнительные платные услуги в детском саду не могут быть оказаны, потому что образовательная деятельность финансируются из средств бюджетных средств. Эти услуги оказываются на договорной основе и только по желанию родителей. Всю ответственность несет заведующий. Но, если несколько детей забрали из группы на платную деятельность, это не значит, что педагог перестаёт работать с теми детьми, которые остались в группе и этими услугами не пользуются. Дополнительные платные услуги в детском саду могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие данный детский сад.

Плата за дополнительные платные услуги в детском саду

Кто устанавливает плату за оказание дополнительных платных услуг в детском саду- учредитель или ДОУ?

— Законом № 83 3 (п. 4 ст. 6) установлено три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные, что для дошкольных образовательных учреждений различных видов определяет разные возможности по оказанию платных услуг. Автономное учреждение само устанавливает плату и порядок реализации дополнительных платных услуг в детском саду.

Закон № 83 предусмотрел, что для бюджетных учреждений порядок установления этой платы за эти услуги устанавливает учредитель. Казенные учреждения имеют статус, фактически аналогичный статусу бюджетных учреждений, поэтому им также устанавливает плату учредитель.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(далее - Закон об образовании).

2 Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".

3 Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ).