Сопровождение фз 442. Закон о социальном обслуживании населения. Виды социальных услуг
Согласно Конституции, Российская Федерация является социально направленным государством. Именно поэтому всем категориям граждан должно предоставляться качественное социальное обслуживание, порядок предоставления которого регламентируется в 442-ФЗ. Некоторые положения данного нормативного акта будут разобраны в статье.
О чем закон?
В федеральном законе № 442-ФЗ закреплен ряд целей и задач, обязательных для исполнения соответствующими субъектами. Здесь стоит обратить внимание на:
- правовые, экономические, организационные и прочие основы обслуживания граждан в сфере предоставления социальных благ;
- ряд полномочий и обязанностей как получателей, так и поставщиков в рассматриваемой сфере;
- ряд прав федеральных и субъектных инстанций государственной власти и т.д.
Что, согласно 442-ФЗ, является социальным обслуживанием российских граждан? В статье 3 говорится о деятельности должностных лиц по предоставлению ряда полезных услуг населению. Стоит отметить, что социальное обслуживание должно строго соответствовать определенным стандартам, то есть требованиям к периодичности, объему и качеству той или иной услуги.
О принципах социального обслуживания
Такая важная и обширная область как оказание услуг социального характера населению обязательно должна базироваться на ряде принципов, идей и условий. Самым главным принципом здесь является, конечно же, защита прав человека и гражданина. Работы в рассматриваемой сфере должны носить гуманный характер, а также не допускать унижения личности и достоинства того или иного человека.
Необходимо также обратить внимание на следующие принципы:
- добровольность и конфиденциальность;
- адресность предоставления услуг;
- равный доступ всех групп населения к социальному обслуживанию;
- территориальная близость поставщиков услуг к местам жительства получателей и т. д.
Функционирование рассматриваемой системы будет невозможным, если хотя бы один из представленных принципов исчезнет.
О системе обслуживания
В статье 5 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" приводится характеристика структуры в рассматриваемой сфере, в которую входит ряд государственных инстанций, организаций и некоммерческих предприятий.
Правительство как основная инстанция исполнительной власти является важнейшим органом в области социального обслуживания. Именно правительство призвано реализовывать и вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование во всей системе. отдает приказы региональным органам - администрациям российских субъектов. Помимо этого, правительство контролирует различные частные организации коммерческого и некоммерческого типа. В систему также могут входить обычные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями - но только те, что занимаются социальным обслуживанием.
Об обязанностях субъектов системы
Согласно главам 3 и 4 № 442-ФЗ, как получатели, так и поставщики услуг в социальной сфере обладают рядом обязательных для исполнения функций. Для начала стоит разобрать обязанности получателей, закрепленные в статье 10 рассматриваемого нормативного акта. Вот, что здесь стоит выделить:
- предоставление в государственные органы всей необходимой документации;
- своевременное извещение поставщиков об изменении обстоятельств, которые обусловливают потребность в предоставлении услуг;
- соблюдение условий, закрепленных в договоре с поставщиком.
Согласно же статье 12 Федерального закона № 442-ФЗ, поставщики услуг обладают следующими обязанностями:
- осуществление своих профессиональных функций в строгом соответствии с законом;
- реализация социального сопровождения;
- законное использование информации о получателе;
- предоставление срочных услуг и т. д.
Стоит также отметить, что поставщики услуг не должны ограничивать права или свободы людей, применять любые виды насилия, допускать грубое обращение и т. д.
О правах субъектов системы
На что имеют право поставщики услуг социального характера? Здесь стоит обратить внимание на статью 11 №442-ФЗ, в которой говорится о следующем:
- возможность осуществлять запросы всей необходимой информации у органов государственной власти;
- возможность включаться в реестр поставщиков - федерального или регионального типа;
- право на отказ получателю услуг или заявителю в случае, если был неправильно оформлен договор или не была предоставлена вся необходимая документация.
Получатели же услуг имеют право на гуманное и уважительное отношение, на свободный выбор поставщика, получение в бесплатной и доступной форме сведений о своих обязанностях и полномочиях, на участие в составлении программ индивидуального характера и на многое другое.
О формах социального обслуживания
В каких видах и формах может выражаться система предоставления социальных услуг? В статье 19 № 442-ФЗ "О социальном обслуживании" речь идет об оказании услуг на дому, в стационарной или полустационарной формах.
Обслуживание на дому не имеет временных рамок, а вот остальные виды оказания услуг должны строго регламентироваться определенными часами. Стоит также отметить, что приобретатели социальных услуг в стационарной или полустационарной формах обязательно должны обеспечиваться:
- возможностью сопровождения при передвижении по территории оказания услуг;
- правом самостоятельного передвижения;
- возможностью получать дублирование текстов голосовыми сообщениями, и наоборот;
- правом получать остальные виды помощи, соответствующие закону.
Сами социальные услуги могут иметь социально-бытовой, медицинский, психологически, трудовой или иной характер.
Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 21. Срочные социальные услуги
1. Срочные социальные услуги включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
2. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Государство заботится о своих гражданах, разрабатывая ряд правовых норм, позволяющих регулировать работу социальной сферы. В России защиту детям, инвалидам, пенсионерам и лицам, нуждающимся в помощи, обеспечивает соответствующий федеральный закон.
ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» прекратил свое действие в 2013 году, когда в Государственной думе был одобрен ФЗ . Вступил он в силу с 01.01.2015.
Понятия, используемые в законе
В Российской Федерации закон о социальном обслуживании включает в себя следующие понятия:
- услуга - это конкретное действие, представляющее собой регулярную, периодическую или разовую помощь;
- обслуживание граждан - это определенные действия или деятельность, направленные на предоставление услуг нуждающимся в помощи людям;
- получатель услуг - это конкретное лицо, которое признали нуждающимся в социальном обслуживании, а затем оказали необходимую помощь;
- поставщик услуг - это частный предприниматель или юридическое лицо, совершающий действие, направленное на улучшение условий жизни человека;
- стандарт услуги - это определенные требования к качеству, объему и периодичности принятых мер, оказанных в рамках установленных правил;
- профилактика обстоятельств, регулирующих степень нуждаемости в социальном обслуживании - это определенный алгоритм действий, направленный на выяснение причин ухудшения жизни лица Российской Федерации.
Важно! Для каждого человека, которому требуется государственная поддержка, составляется индивидуальная программу. Ее пересматривают раз в 3 года. Внепланово процедура проводится по требованию гражданина и контролируется органами государственной власти.
Суть
Согласно закону об основах социального обслуживания к оказанию помощи человеку привлекаются коммерческие и некоммерческие организации. В качестве поощрения государство обеспечивает им финансовую поддержку, снижает налоговые ставки.
В ФЗ о социальном обслуживании в Российской Федерации помощь получают следующие лица: инвалиды и пожилые люди, граждане, не достигшие совершеннолетия, а также те, чей доход не превышает установленный порог.
Важно! В Федеральном Законе сформулированы четкие основания для оказания человеку государственной поддержки. Законопроект от 1995 года содержал формулировку «трудная жизненная ситуация», которую могли двояко трактовать.
В законе об основах социального обслуживания человека были внесены изменения алгоритма оказания помощи детям-сиротам. Полномочия были переданы в органы соцзащиты.
Чтобы контролировать и отслеживать действия организаций, оказывающих поддержку в социальной сфере, обязательно проведение независимой оценки качества проделанной работы, создание единого реестра по поставщикам и получателям помощи.
Принципы предоставления населению требуемых услуг
ФЗ о социальном обслуживании осуществляет поддержку населения, основываясь на следующих принципах:
- гуманность;
- конфиденциальность, невмешательство в частную жизнь;
- уважение прав, чести и достоинства человека;
- формирование базы поставщиков, способных оказывать необходимую деятельность;
- создание условий для гражданина, приближенных к привычной и благоприятной среде проживания;
- доступность пособий и льгот для населения.
В Российской Федерации по статье 19 -ФЗ услуга может оказывать в стационарной либо полустационарной форме. Первый случай предусматривает проведение независимой оценки качества жизни гражданина по месту жительства и определение объема помощи. Полустационарный способ подразумевает получение услуги человеком в учреждении.
Виды социальных услуг
В ФЗ виды оказываемой помощи описаны в статье 20:
- социально-бытовые: поддержание поставщиком жизнедеятельность граждан в быту;
- социально-медицинские: помощь направлена на сохранение здоровья человека, организацию ухода за ним и контроль за получением услуг путем периодического медицинского осмотра лица с заключением о его состоянии врачебной комиссией;
- социально-психологические: получателю, в рамках полномочий органов исполнительной власти, оказывается услуга по коррекции психического состояния, сохраняя анонимность (использование телефона доверия);
- социально-педагогические: деятельность направлена на профилактику формирования у получателя отклонений в поведении путем организации их досуга;
- социально-трудовые: содействие при устройстве на работу, оказание поставщиком услуг, способствующих скорейшей адаптации человека на рабочем месте;
- социально-правовые: защита интересов людей, которым требуется юридические услуги;
- помощь, направленная на повышение коммуникативного уровня у лиц с ограничением жизнедеятельности, в том числе детям-инвалидам.
Важно! При экстренных и чрезвычайных ситуациях в рамках 442-ФЗ о социальном обслуживании населения от 2015 года оказывается срочная помощь.
Текст документа
Всего в -ФЗ об основах социального обслуживания 10 глав и 37 статей, регулирующих юридическую и правовую сферу условий получения и оказания услуг.
Любая государственная поддержка предоставляется после заключения договора между поставщиком и лицом, либо его представителем в рамках полномочий организации.
В -ФЗ гражданин признается нуждающимся во льготах в случаях, если он полностью или частично утратил способность к самообслуживанию, содержит на обеспечении инвалида, ребенка под опекой.
Возможно получение помощи лицам, пострадавшим от внутрисемейного конфликта, связанного с наркотическими средствами, азартными играми, либо страдающего от насилия.
Важно! Каждый случай обращения рассматривается отдельно, решение по делу должно быть принято в течение 5 суток от дня подачи заявления.
Для человека разрабатывается индивидуальная программа в двух экземплярах, где прописаны объем, условия и сроки оказания услуг.
В ФЗ о социальном обслуживании согласно статье 31 бесплатная помощь предоставляется несовершеннолетним лицам, а также гражданам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
Важно! Получение льгот в социальной сфере возможно в случае, если на дату обращения доход получателя услуги меньше или равен среднедушевому доходу.
Деньги на организацию мероприятий по улучшению жизнедеятельности человека собираются с благотворительных мероприятий, выделяются с государственного бюджета, и иных источников, не запрещенных законом.
После заключения договора и составления индивидуальной программы поставщик обязан выполнить все пункты соглашения. Контроль за его деятельностью в социальной сфере осуществляется соответствующими государственными и региональными организациями.
Права и обязанности получателей социальных услуг по ФЗ 442
В статьях 9 и 10 федерального закона об основах социального обслуживания рассмотрены права и обязанности человека.
Согласно договору, они должны предоставить необходимые документы и сведения для получения льгот. Обязуются они и своевременно передавать соответствующим органам информацию об изменении обстоятельств, придерживаться условий, прописанных в соглашении. При платном оказании помощи, на человеке лежит ответственность за ее своевременную оплату.
Права граждан:
- получение информации о видах социальной помощи, условиях и сроках ее оказания, свои обязанности и права;
- самостоятельный выбор сервиса, а также отказ от него;
- участие в создании программ, направленных на улучшение жизнедеятельности человека;
- посещение учреждений поставщиков услуг, а также консультация с юристами и нотариусами, адвокатами общественных или негосударственных организаций.
Человек имеет право на осуществление контроля за получаемой услугой и уважительное отношение к себе.
Последние изменения
Согласно поправкам в законе о социальном обслуживании, принятым органами государственной власти, учреждения, оказывающие помощь, не занимаются проверкой людей. Данная функция возложена на специальную комиссию экспертов.
Оценка качества проведенных мероприятий, согласно поправкам статьи 7 в законе РФ возлагается на организации по предоставлению помощи, в которых создаются определенные условия.
Изменения в статье 13: уточнены показатели оценки качества проведенных мероприятий поставщиками. Независимо от органа, с которым заключен договор, он обязан предоставить возможность лицам во Всемирной паутине оставлять письменный отзыв или комментарий для повышения сервиса.
Согласно изменениям в статье 15 федерального закона об основах социального обслуживания, для признания лица недееспособным, необходимо придерживаться следующих критериев:
- получатель не способен самостоятельно передвигаться и обеспечивать свои потребности;
- гражданин является инвалидом.
В статье 21 ФЗ об основах социального обслуживания граждан при необходимости оказания помощи в срочном порядке организация обязана обеспечить нуждающееся лицо продуктами, одеждой, обувью и иными средствами.
Критика закона
Областное собрание в Архангельске признало пункты закона двояко трактующимися. Акт вмешательства государства в дела семьи в профилактических целях нарушает право на неприкосновенность.
Общественность выразила мнение, согласно которому внесенные в статьи закона поправки соответствуют ювенильной юстиции Запада, позволяющей забирать детей у родителей, аргументируя свое решение нуждаемостью в государственной поддержке.
После просмотра федерального закона о социальном обслуживании, протоиерей Дмитрий Смирнов, представитель церкви, не нашел статей, нарушающих семейную неприкосновенность.
Привлечение к деятельности в социальной сфере коммерческих организаций было принято, как начало процесса уничтожения государственной власти.
Заключение
ФЗ о социальном обслуживании населения - это разработанная и принятая в 2015 году реформа, позволяющая регулировать процесс государственной поддержки определенной категории лиц. Статьи закона контролируют правовую деятельность организаций, права и обязанности получателей услуг, условия и объем их предоставления.