Самый крупный нпз россии. Нефтеперерабатывающие заводы россии Самые высокие доходы и затраты
Падение цен на нефть, вынужденное сокращение расходов и оптимизация финансовых потоков – все эти факторы оказали серьезное влияние на крупные энергетические компании.
Ниже представлены 10 крупнейших энергетических компаний.
1. Exxon Mobil
Страна : СШАРыночная капитализация : $363,3 млрд
Exxon стала одной из пяти крупных нефтегазовых компаний, вошедших в список Fortune 500, несмотря на неблагоприятную обстановку на мировом энергетическом рынке в последнее время. Причем компания занимает второе место в Fortune 500.
Компания Exxon сыграла огромную роль в области защиты нефтегазовой индустрии от нововведений, связанных с растущим беспокойством по поводу экологического ущерба, особенно в США.
Генеральный прокурор Нью-Йорка в настоящий момент ведет расследование в отношении компании Exxon и ее роли в сокрытии эффектов нефтегазовой добычи от общественности. Компания в свою очередь отрицает все обвинения.
Exxon Mobil Corp - американская компания, крупнейшая частная нефтяная компания в мире, одна из крупнейших корпораций в мире по размеру рыночной капитализации.
Компания ведет добычу нефти в различных регионах мира, включая США, Канаду, Ближний Восток и др. ExxonMobil имеет долю в 45 НПЗ в 25 странах, располагает сетью АЗС более чем в 100 странах. Доказанные запасы - 22,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента
2. PetroChina
Страна : КитайРыночная капитализация : $203,8 млрд
PetroChina стала второй крупнейшей компанией в мире, несмотря на то что она приходит в себя от сильных финансовых потрясений, связанных с ростом производственных затрат, а также с непростой ситуацией на мировом рынке.
PetroChina Co Ltd - китайская нефтегазовая компания. PetroChina была создана как часть китайской государственной CNPC в ноябре 1999 г.
В ходе реструктуризации CNPC в состав PetroChina были переведены активы по добыче, переработке, нефтехимии и природному газу.
Организационно-правовая форма PetroChina - акционерная компания. Контрольный пакет акций PetroChina принадлежит CNPC.
Компания занимается разведкой, разработкой и добычей нефти и природного газа, а также переработкой, транспортировкой и распределением нефти и нефтепродуктов, продуктов нефтехимии и продажей природного газа.
3. Chevron
Страна : СШАРыночная капитализация : $192,3 млрд
Chevron Corporation - вторая после Exxon Mobil интегрированная энергетическая компания США, одна из крупнейших корпораций в мире.
Компания ведет добычу нефти в различных регионах мира. Ей принадлежит ряд нефтеперерабатывающих предприятий, а также обширная сеть АЗС. Доказанные запасы нефти Chevron - 13 млрд баррелей.
Сферы интересов Chevron распространяются на все аспекты нефтегазовой промышленности, включая геологоразведку, добычу, транспортировку и производство нефтепродуктов, продажу и научно-исследовательскую деятельность.
4. Total
Страна : ФранцияРыночная капитализация : $121,9 млрд
Французская компания Total стола одной из компаний, стремящихся к созданию прогрессивных стандартов в нефтегазовой индустрии.
Это связано прежде всего с тем, что в конце прошлого года в Париже прошел саммит с участием глав 195 стран, главной темой которого стали вопросы экологии.
6. Royal Dutch Shell
Страна : НидерландыРыночная капитализация : $210 млрд
Royal Dutch Shell Plc - нидерландско-британская нефтегазовая компания.
Shell ведет геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 80 странах мира.
Также Shell полностью или частично владеет более 30 нефтеперерабатывающими заводами.
Shell принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 43 тыс. станций.
Помимо этого Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии.
7. "Газпром"
Страна : РоссияРыночная капитализация : $57,1 млрд
"Газпром" - российская транснациональная корпорация, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти, а также производством и сбытом тепло- и электроэнергии.
"Газпром" располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 72%.
На "Газпром" приходится 11% мировой и 66% российской добычи газа.
В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.
8. "Роснефть"
Страна : РоссияРыночная капитализация : $51,1 млрд
"Роснефть" - лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация мира.
Основными видами деятельности ОАО "НК "Роснефть" являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами.
9. Reliance Industries
Страна : ИндияРыночная капитализация : $50,6 млрд
Reliance Industries Ltd - индийская компания, крупнейший холдинг страны. Штаб-квартира компании расположена в Нави Мумбаи, городе-спутнике Мумбаи.
Основной бизнес компании сконцентрирован в области добычи нефти и газа, а также нефтепереработки (ей принадлежит крупный нефтеперерабатывающий комплекс в Джамнагаре, штат Гуджарат) - этими отраслями занимается дочерняя компания Reliance Petroleum.
Помимо этого Reliance Industries владеет крупными нефтехимическими мощностями, а также заметной на индийском рынке розничной сетью (по торговле продуктами, электроникой и мн. др.).
10. "ЛУКойл"
Страна : РоссияРыночная капитализация : $36,8 млрд
"ЛУКойл" - российская нефтяная компания. Основные виды деятельности компании - операции по разведке, добыче и переработке нефти и природного газа, реализации нефти и нефтепродуктов.
Более половины запасов нефти "ЛУКойла" сконцентрировано в Западной Сибири (основным оператором добычи является ООО "ЛУКойл-Западная Сибирь" (расположено в Ханты-Мансийском автономном округе), 100% акций которого принадлежит ОАО "ЛУКойл" и является крупнейшим активом "ЛУКойла").
Где выпускается каждый восьмой литр бензина в России, и что представляет собой современная отечественная нефтепереработка - в совместном проекте “Ъ” и компании «Газпром нефть»
Потребность планеты в нефти увеличивается ежегодно. Одного только автомобильного топлива мы каждый день потребляем более 50 млн баррелей - через 15 лет этот показатель будет выше еще на треть. Чтобы своими глазами увидеть, как нефть становится топливом, корреспонденты “Ъ” посетили Омский нефтеперерабатывающий завод, самый большой в России и один из крупнейших НПЗ в мире.
Пассажирский среднемагистральный самолет сжигает порядка 3 тонн авиационного керосина в час. Наш авиалайнер, Boeing 757, следующий маршрутом Москва-Омск, должен был израсходовать уже более 9 тонн, когда я почувствовал, что мы идем на посадку.
Первое, что видит пассажир, подлетая к городу с запада,- впивающиеся в небо трубы омской электростанции. Они становятся различимы задолго до того, как на горизонте проступают очертания самого города, по современным меркам невысокого, раскинувшегося на слиянии двух рек - Оми и Иртыша.
Эти места - южная часть Западной Сибири - давно отвоеваны у природы, поэтому лесов тут немного и болота темнеют не так часто, как, скажем, на территории Тюменской области. Когда-то, когда пушнина была стратегическим ресурсом, тут вели меховой промысел. Сегодня у России другой стратегический ресурс, и теперь здесь занимаются нефтью.
Постепенно снижаясь, мы подлетаем к Омскому нефтеперерабатывающему заводу. Белые «шайбы» нефтехранилищ поначалу кажутся крошечными, однако позднее нам расскажут, что в некоторых из 43 хранилищ резервуарного парка завода может содержаться до 50 тыс. кубометров (это сравнимо с емкостью олимпийского бассейна) сырой нефти.
2800
сотрудников работает на ОНПЗ
За то время, что мы летим над заводом, в деталях становятся видны отдельные его постройки и даже люди. Подо мной - сотни километров трубопроводов, проложенных на эстакадах над землей. Почти 3 тыс. сотрудников - инженеров, операторов, технологов, лаборантов, слесарей, водителей, наладчиков. Редкие автомобили, кажется, еле плетутся, не превышая даже максимальной разрешенной на заводе скорости в 40 км/ч. Блестят на солнце колонны установок нефтепереработки.
Подо мной - одна тринадцатая часть всей перерабатываемой в России нефти. Самый крупный налогоплательщик Омской области и мощнейший из 36 НПЗ страны, перерабатывающий 21 млн тонн нефти в год. Если эта цифра сама по себе ни о чем вам не говорит, представьте железнодорожный состав из цистерн, каждая из которых вмещает до 60 тонн нефти. Если разлить всю поступающую на ОНПЗ нефть по ним, у вас получится состав из 367 тыс. цистерн. Он растянется на расстояние от Омска до Москвы. И даже дальше.
Легкая сладкая нефть
Нефть уже тысячи лет не дает человеку покоя. В древности бывали места (впрочем, и до сих пор они встречаются), где нефть сама выходила на поверхность, сочась из-под земли. Давно были открыты ее целебные свойства, как и ее способность гореть. Вечные огни газовых и нефтяных месторождений становились алтарями древних религий. Нефть использовали и в качестве оружия. Но то было до того, как началась нефтяная эра и была раскрыта главная ее сила - созидания.
Последние 150 лет человеку с каждым годом нужно все больше нефти, а она в свою очередь уходит все глубже, прячется, ставя преграды на пути ее извлечения из недр. И пока геологи и бурильщики пытаются вытолкнуть нефть из-под земли, люди другой профессии, нефтепереработчики, ищут все новые способы раскрытия тайн этой субстанции.
Современный НПЗ - это множество процессов, в которых задействованы десятки установок и тысячи людей. Не говоря уже о миллионах тонн сырья. На заре истории переработки для перегонки нефти в какой-либо продукт - керосин, мазут, допотопный бензин - использовались лишь огонь да медный куб. Сегодня некоторые процессы, происходящие на молекулярном уровне, настолько быстротечны, что впору задаться вопросом - а происходят ли они вообще? И если раньше куб, огонь и часы ожидания давали готовый продукт, то теперь с ростом потребностей человечества процесс, который занимает одну-две секунды и проходит в исполинском реакторе, дает лишь один из десяти, а то и пятнадцати компонентов бензина. Для того чтобы превратить нефть, например, в бензин «Евро-5», на омском заводе круглосуточно работают более десяти установок.
Когда-то человечество сжигало большую часть переработанной нефти, не находя ей применения. Теперь это роскошь. Сейчас нефтепереработчики ведут борьбу за каждую десятую, а то и сотую долю процента. Все меньше продукта попадает в графу «невосполнимые потери». Топливо становится все более чистым - миллиарды рублей, которые «Газпром нефть» уже вложила в развитие своих заводов, в том числе и омского, позволили полностью перейти на выпуск бензина и дизеля стандарта «Евро-5». Это означает, что в воздух Омска, Москвы, Ярославля - да всех городов, где продается топливо компании, из выхлопных труб автомобилей попадает в десятки раз меньше вредных веществ, чем раньше.
После завершения очередного этапа модернизации, цель которого - повысить эффективность производства, глубина переработки нефти к 2020 году достигнет 97%. Соответственно, переработка одной тонны сырой нефти позволит получать до 970 кг нефтепродуктов товарного качества - это будет рекордный для России показатель.
Товарно-сырьевая база Омского НПЗ расположена на самом краю заводской территории, где ее насосную станцию окружают гигантские резервуары, те самые белые «шайбы», которые можно было рассмотреть с самолета. Это стальные бочки, окрашенные в белый цвет, высотой до 15 м. Пожалуй, из всех построек НПЗ именно эти резервуары - самые, казалось бы, незамысловатые и привычные для глаза сооружения. Мы иногда видим их на бензоколонках или в аэропортах. У железных дорог. И никогда не задумываемся, как они, собственно, появились. Сооружение настолько элементарное в представлении обывателя, что, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Но его создатель - человек, скорее известный широкой публике как проектировщик Шаболовской башни в Москве,- повлиял на нефтяную индустрию России и мира как мало кто другой.
Российский инженер Владимир Григорьевич Шухов разработал первые резервуары, которые до сих пор называют шуховскими, в 1878 году - для «Товарищества братьев Нобель», осваивавшего бакинские нефтяные промыслы. Тогда, на рассвете нефтяной эры, инженер доказал, что подобный способ хранения является одновременно наиболее безопасным для окружающей среды и самым экономичным в производстве. До этого нефть в России хранили в наливных прудах, в США - в прямоугольных металлических резервуарах. В то же время Шухов спроектировал и первый в России нефтепровод - Баку-Батуми. Первые речные танкеры - это также его детища. Он же первым предложил способ извлечения нефти из недр путем закачки в скважину сжатого воздуха.
Скрытая от людских глаз, добытая на глубине 2,5 км по «шуховскому» методу нефть приходит на товарно-сырьевую базу Омского НПЗ сразу с нескольких месторождений Западной Сибири. Проделав путь по трубопроводам, длина которых колеблется в промежутке 2–3 тыс. км, она сливается в единый поток в трубе, которая подходит к самому заводу. Это то, что называют товарной нефтью Siberian Light, относящейся к сорту Light Sweet Oil («легкая сладкая нефть»). В отличие от многих других сортов, эта нефть не отпугивает резким серным запахом. На то она и «легкая» - содержание серы в ней намного ниже, чем, скажем, в экспортном варианте российской нефти Urals. И хотите верьте, хотите нет, но аромат ее скорее приятен. Я не нефтехимик и не умею определять элементы по запаху. Но у меня этот запах вызвал ассоциации с медом полевого разнотравья. В какой-то степени так оно и есть, только «поля» эти со всем живым на них цвели десятки, а то и сотни миллионов лет назад.
Нефть, добытая в разное время, пусть даже на одном месторождении, не имеет постоянного химического состава. Он меняется в зависимости от глубины залегания. И это именно сырая нефть - не просто не переработанная, но также содержащая грунтовые воды, попутные газы и соли. Хотя Siberian Light отлично подходит для получения из нее светлых нефтепродуктов - бензина, дизеля, керосина - в таком виде она не может поступить напрямую в перегонку. Ей предстоит пройти большой путь, чтобы в итоге распасться на части, изменить структуру и стать тем, что мы зальем в бак.
Вторая колонна
Олег Гнедин, молодой человек лет тридцати с загаром по линии ворота его форменной куртки, до сих пор не может привыкнуть к белой каске, которую носит уже два с половиной года. На заводе в таких ходят только начальники. «Мои все и так знают, кто я»,- говорит он о своих подчиненных, которых предпочитает называть коллегами. Но порядок есть порядок.
60 000
тонн нефтяного сырья в сутки перерабатывает ОНПЗ
Вотчина Олега Гнедина - атмосферно-вакуумная трубчатка, или АВТ, комплекс первичной переработки нефти, состоящий из нескольких колонн. Если вбить в поиске Google запрос «НПЗ», то именно их - блестящие, полные, как баобабы, или изящные, как березы, сорокаметровые колонны - вы и увидите. Таких установок на Омском НПЗ пять, но АВТ-10 Гнедина даст фору всем остальным: на нее одну приходится 8,5 млн тонн переработанной нефти в год. Или 23,5 тыс. тонн в день. 19 железнодорожных цистерн в час, или 458 в сутки. Когда завод был пущен в 1955 году, всех его мощностей хватало только на то, чтобы переработать 750 тыс. тонн в год.
На АВТ нефть, отстоявшись в резервуарах, поступает с товарно-сырьевой базы по пятикилометровому трубопроводу. Как и на насосной станции в 5 км от установки, здесь оператор три раза в день забирает пробу прибывшего сырья и отправляет ее в лабораторию завода. Этот оператор и лаборант - последние, кто видят нефть перед тем, как та поступит в колонны установки. С этого момента она уже перестает быть просто нефтью.
В последний раз «живую» нефть, не пробу, Олег Гнедин видел пять лет назад. После планового ремонта на своей первой АВТ. Тогда пуск установки был под Новый год, ударили морозы, и нефть попросту замерзла в трубопроводе, не дойдя до колонн. «Мы трое суток отпаривали ее,- вспоминает он уже с улыбкой.- Подводили в колодец трубы пар. День и ночь. Как раз под Новый год нефть пошла - ударил фонтан, мы все под ним оказались. Ощущения были, наверно, как у буровика».
Олег Гнедин проводит для меня экскурсию по АВТ. Мы шагаем мимо гудящих насосов, проходим между раскаленных труб, от которых идет жар, уловимый на расстоянии в несколько метров от них. Температура некоторых из них - более 300 градусов по Цельсию. Именно до такого уровня нефть нагревается в печи прежде, чем поступить в переработку. При этом температура в нижней части главной атмосферной ректификационной колонны К-2 достигает уже 350 градусов.
«Что важно понять, так это то, что нет ни одной установки, где бы мы могли получить, например, 95-й бензин,- объясняет Олег Гнедин.- Тут мы получаем лишь несколько его компонентов. Дальше - изомеризация, риформинг, крекинг, висбрекинг, гидроочистка… Не понимаешь, что это? Не парься! Меня когда привезли на первую практику сюда и прокатили по 20 установкам - потом такая каша в голове была, что я несколько дней отойти не мог. Но ничего, отучился еще четыре года - и все понял».
130 °C
самая низкая температура в колоннах АВТ
Если попробовать упростить, первичный процесс переработки нефти выглядит так. По трубе, после прохождения через печь, нефть подается в среднюю часть ректификационной (то есть разделительной) колонны на тарелку питания и стекает в нижнюю ее часть. Тарелки, а их в колонне порядка сорока, предназначены для разделения нефти на ее составные части - фракции. Навстречу потоку жидкости, снизу поднимаются пары уже кипящей нефти. Именно они разогревают стекающее вниз сырье. Таким образом, на тарелках ректификационных колонн выделяются отдельные компоненты из общей массы: происходит тепло- и массообмен. Сверху при самой низкой в колонне температуре (порядка 130 градусов) собираются пары бензина и газы, далее, на десятой тарелке сам бензин, прямогонный - такой для заправки автомобилей не используют уже более 80 лет. Ниже, между двадцатой и двадцать второй тарелками, выкипает при температуре в 180 градусов керосин. Еще десятью тарелками ниже и ста градусами выше - дизельное топливо. В самом низу остаются продукты с самой высокой температурой кипения - мазут, вакуумный дистиллят и гудрон.
И если это было просто, то дальше все куда сложнее. Помимо К-2 на установке Гнедина есть также К-1, К-8А, К-3, К-10. У каждой колонны есть свое предназначение. Одна - стабилизирует прямогонный бензин, отделяет его от газов. Из нее он переходит в другую колонну, где разделяется на фракции - также под действием температур и давления. В вакуумной колонне отойдут погоны масел, чтобы поступить на масляное производство. Раньше оно было частью ОНПЗ, но масштаб бизнеса потребовал создания отдельного предприятия, и вот уже несколько лет выпуском масел и смазок занимается отдельное предприятие - Омский завод смазочных материалов.
Характеристику «самый», столь привычную для ОНПЗ, с прошлого года с полным на то основанием можно использовать и в рассказе об омском масляном производстве. Здесь заработал самый мощный в России комплекс по производству, смешению, затариванию и фасовке моторных масел, где погоны (то есть составные части) масел очищают, смешивают, добавляют к ним присадки - и заливают в канистры (их выдувают здесь же - на специальном производстве), бочки или цистерны. Из Омска самые разные масла - индустриальные, моторные и трансмиссионные для коммерческого транспорта, легковых автомобилей, судов и тепловозов - отправляются в российские регионы, страны СНГ и Центральной Азии, в дальнее зарубежье.
История освоения
Считается, что первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в 1745 году на реке Ухте. Его чертежи, правда, не дошли до наших дней. Известно лишь, что там нефть перегоняли для улучшения ароматических свойств - для дальнейшего использования в медицине - и незначительного по объему получения керосина.
Больше информации - о заводе братьев Дубининых, который был построен в Моздоке в 1823 году. Дубинины, трое крепостных из Владимирской губернии, были первыми, кто поставил нефтепереработку на промышленные рельсы. Их предприятие представляло собой нефтеперегонный куб емкостью 500 л. Нижняя часть была вмазана в печь, зарытую в землю. Из медной крышки куба выходила труба, проходившая сквозь бочку с водой и погруженная в отдельный резервуар. Печь поджигали, нефть разогревалась и начинала испаряться. Эти пары, охлаждаясь в той части трубы, которая была проведена через бочку, конденсировались и в виде жидкости скапливались во втором резервуаре. Как только жидкость начинала темнеть, печь гасили. Таким образом, из 40 ведер нефти Дубинины получали 16 ведер фотогена - вещества, схожего по своим качествам с керосином,- тупиковой ветви в эволюции нефтепереработки. Остальное, а остальным был мазут, выбрасывали.
По мере того как открывались все новые свойства нефти, совершенствовались и процессы ее переработки. Центром ее, как и центром добычи, в Российской Империи с середины XIX века стали бакинские месторождения. Именно там была пущена первая в мире буровая, там был построен Владимиром Шуховым первый нефтепровод. Благодаря Баку Российская Империя в конце века вышла на первое место по добыче нефти в мире. Однако долгое время, до ввода в 1880-е годы в производство ректификационных колонн, основными продуктами были сырая нефть (львиная доля шла на экспорт) и керосин. До того как мазуту было найдено применение - им начали топить котлы теплоходов,- до 80% продуктов перегонки сгорало в выгребных ямах. Бензиновый карбюратор Даймлера и Майбаха положил этому конец. Правда, поначалу использовался прямогонный продукт, тот бензин, который сегодня выходит со второго верхнего уровня установки АВТ Олега Гнедина. Его характеризуют низкое октановое число и высокое содержание серы. Такое топливо быстро изнашивало двигатель и было малопроизводительным.
Преемник
Омский завод - потомок и первого завода на Ухте, и перегонного куба братьев Дубининых. Но прямая связь у него - именно с бакинскими заводами. И связь эта прослеживается не только в процессах и сооружениях, которые, трансформировавшись и пройдя усовершенствования, напоминают о том, как все начиналось.
Именно в Баку в 1908 году родился Александр Малунцев, первый директор Омского НПЗ. В заводском музее стоит массивный директорский стол, за которым он когда-то проводил дни и ночи. «Они еще при Малунцеве работали»,- говорят здесь о ветеранах предприятия. Значит, видели его, разговаривали с ним, получали от него нагоняй или, наоборот, похвалу. Значит, видели, как тот, бывало, и ночью ездил по строящемуся или уже запущенному заводу, проверял, все ли работает. Сам залезал в колонны и реакторы на ремонтах.
Инна Иосифовна Медведовская, подвижная дама за восемьдесят, как раз из первого, малунцевского поколения омских нефтепереработчиков. Заводу она отдала 20 лет жизни, работая в центральной научно-исследовательской лаборатории комбината. «Мы с мужем приехали в 1956 году, когда завод только пускали,- вспоминает Инна Иосифовна.- После окончания Львовского политеха у нас был выбор - Одесса, Херсон или Омск. И мы решили ехать в Омск, осваивать Сибирь. Родители говорили, что мы отправляемся в добровольную ссылку. Но вы ведь понимаете, какое дело - мы ведь ехали строить лучшую жизнь!»
Лучшая жизнь при Малунцеве воплощалась не только в строительстве и пуске завода. При нем был построен целый район - со своим стадионом, больницами, школами, детскими садами. Городок нефтяников, в одном из домов которого нас принимала Медведовская.
«На заводе сложился совершенно особенный микроклимат. И мне кажется, что это заслуга Малунцева,- продолжает Медведовская.- Нефть тогда, кстати, была сложная. Представьте, полагается 0,05% воды в нефти, не более - чтобы переработка прошла нормально. А к нам приходила нефть, в которой содержалось 7% воды! Конечно, бывало непросто…»
Малунцев умер в Омске в марте 1962 года, не дожив пяти лет до того, как к заводу был подведен первый трубопровод. А в 1964 году уже другой уроженец Азербайджана, Фарман Салманов, открыл тюменскую нефть, и именно на ней с тех пор работает омский завод.
Еще один бакинец Олег Белявский спустя ровно 40 лет после приезда в Омск Малунцева впервые ступил за проходную НПЗ. Первый рабочий день тогда, в 1993 году, пришелся на 9 мая. Никто и не думал брать выходной. Точно не пусконаладчики, одним из которых был Белявский, строившие на ОНПЗ новую КТ-1/1 в самом сердце завода, колоссальный комплекс глубокой переработки мазута, аналогов которому в России нет до сих пор. «Помню, как в первый день приехал на КТ,- вспоминает теперь Белявский.- Все шумело, работала сварка, краны поднимали реактор. Я посмотрел на это и подумал - работа предстоит нешуточная».
В условиях, когда распалась страна, рухнули связи предприятий и самые элементарные материалы вроде арматуры приходилось выторговывать на условиях бартера, КТ-1/1 была пущена в срок в 1994 году. Позже Олег Белявский, оставшись на заводе после завершения строительства, стал ее начальником. А еще через 11 лет после этого он, пройдя все управленческие ступени, был назначен генеральным директором ОНПЗ. Но к КТ у Белявского остались особые чувства.
«Каждый ремонт, когда установки останавливали, я сам залезал внутрь. Нет такой колонны, в которой я бы не побывал,- вспоминает Белявский, наблюдая за рабочими. Он хоть и директор, но на объект выехал, облачившись по всем правилам - форменные синие куртка и брюки, тяжелые ботинки с металлическими мысами. И, конечно, белая каска.- Вначале, в первый раз было страшно. Потому что ты залезаешь в реактор, там - темнота, под тобой 60 метров пустоты. Но потом привык. Как еще? Это моя специальность. Моя жизнь».
Основа основ
Краеугольный камень всей современной нефтепереработки - процесс каталитического крекинга. Именно на основе полученного при его помощи компонента бензина создается то, что потом мы заливаем в бак. Крекинг, что означает деление, разрыв, был изобретен все тем же Владимиром Шуховым еще в 1891 году. Но то был термический крекинг. С предшественников современных АВТ в реакторы поступал мазут, и путем еще большего нагрева из него снова выпаривались светлые продукты - бензин, керосин, дизель. Когда этот процесс был освоен и внедрен на НПЗ по всему миру, глубина переработки составила порядка 50%. Остальное по-прежнему сжигалось.
91,7 %
показатель глубины переработки нефти на ОНПЗ (при среднем значении для российских НПЗ 75%)
Сегодня на Омском НПЗ показатель глубины переработки нефти - 91,7% (средний показатель - 75%). При этом лишь 0,4% приходится на безвозвратные потери. Все остальное идет в дело. Битум, кокс, асфальт, мазут, гудрон, дизели, масла, бензины, керосин и еще более 40 наименований, которые производит завод. В 2015 году на Омский НПЗ пришло 21 млн тонн сырой нефти. Чуть менее 21 млн тонн готовых продуктов переработки вышло с него цистернами и танкерами потребителю. И самый сложный продукт - именно бензин.
Олег Дмитриченко - начальник производства глубокой переработки нефти и алкилирования бензинов завода. То есть он в ответе за процессы, через которые нефтепродукты проходят после выхода с АВТ. Во время обхода КТ-1/1 вместе с Дмитриченко я все чаще использую слово «превращение» применительно к нефти. Ему это слово совсем не нравится. Кажется, я знаю, почему. Просто оно не подразумевает работы. Будто все берется само по себе.
Но зачем тогда почти 3 тыс. сотрудников, зачем 50 установок и эта огромная территория? Зачем 1,2 млн анализов, которые ежегодно проводит с нефтью и ее продуктами местная лаборатория? Зачем, в конце концов, машинист в тепловозе, который тянет километровый состав из Омска в, скажем, Новосибирск? Именно переработка, потому что это тяжелый труд. Людей и установок. Тот же каталитический крекинг, который в свое время позволил сделать рывок в глубине переработки,- это работа. Работа печей, катализаторов, которые чистят сырье, чтобы из того, что раньше сжигалось, получалось до 55% компонента бензина. Лишь одного компонента из десяти, а то и пятнадцати, из которых потом будет смешан «Евро-5». В одних колоннах, как на АВТ, нефть делится, в других прямогонный бензин перерабатывается еще раз, а потом еще. Разрываются одни молекулярные связи и перестраиваются другие. И все в итоге для того, чтобы двигатели работали лучше и дольше, а окружающая среда страдала меньше.
|
|
Текст | Максим Мартемьянов |
Фото | Дмитрий Коротаев РИА Новости ИТАР-ТАСС Фонд «Шуховская башня» АО «Газпромнефть-ОНПЗ» ПАО «Газпром нефть» |
Видео | Валерий Куракин |
Дизайн, программирование и верстка | Антон Жуков Владислав Созонов |
Бильдредактор | Дмитрий Кучев |
Менеджер проекта | Ксения Леонова |
Новости и события
Д.П. Мазурова с попытками заставить его отказаться от борьбы за сохранение собственного бизнеса - крупнейшего в Российской Федерации частного нефтеперерабатывающего завода.
Всего за 14 лет (с момента начала...
против Министерства энергетики Литвы. Крупнейший потребитель продукции регазификационной установки Independence выступает против схем содержания СПГ-терминала, давая понять, что «энергетическая независимость» Литвы имеет коррупционную...
Высока вероятность, что нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) польского капитала Orlen Lietuva ввез груз загрязненной хлором российской нефти - его в конце июня выгрузила прямо в железнодорожные цистерны компания Klaipedos nafta, а не принадлежащий...
в два часа ночи по московскому времени. Завод возвращается к докризисным объемам», — рассказал агентству пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. Как ранее писало агентство, с 30 апреля АНПЗ работал...
Московский нефтеперерабатывающий
завод Газпром нефти завершил строительство новой станции налива светлых нефтепродуктов в автотранспорт.
Об этом сообщила пресс-служба Газпром нефти 17 июля 2019...
НПЗ работали со сниженной загрузкой. Лишь недавно оба завода были обеспечены качественным сырьем в полном объеме.
Еще одним ограничительным фактором выступает и отсутствие возможности для импорта нефтепродуктов из России. Он не предусмотрен балансом...
Информация
В «Новом Потоке» связывают задержание топ-менеджера с попыткой захвата Антипинского НПЗ
Клиенты СПГ-терминала вскрыли коррупционные схемы «энергонезависимости» Литвы
Поставляющий топливо в Латвию НПЗ возможно закупил загрязненную российскую нефть
Каталог организаций и предприятий
Установленная мощность завода – 19, 5 млн тонн в год. В 2006 году предприятием было переработано 16, 3 млн. тонн нефти В структуре Газпрома Одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в России...
Наша компания предлагает Вам купить октаноповышающие присадки и добавки к бензину таких марок как Rich Oil, Мира Люкс, серии К и Вод20, и другие. Это нефтепродукты высокого качества, произведенные нефтеперерабатывающими заводами в г. Уфе и др.
AMACOR - крупнейшее в мире предприятие по переработке магния. Годовой объем производства завода составляет около 30 тыс. т.
ООО «Ижевский нефтеперерабатывающий завод » единственное предприятие в Удмуртской Республике, которое осуществляет переработку нефти.
Предложения на покупку и продажу продукции
ООО «ТТК «РусОйл» является поставщиков нефтепродуктов в Оренбургской области. Мы предлагаем нашим клиентам исключительно цены завода производителя.Имеется возможность поставки нефтепродуктов собс...
Станции очистки масла 6СОМ-2, 6СОМ-3, 6СОМ-4, 6СОМ-5, 6СОМ-10 предназначены для очистки трансформаторных, турбинных и других масел. Данная станция состоит из блока дегазации, блока подогрева, и...
Стоимость проката: 1 день- 50 руб 7 дней - 200 руб 30 дней - 352 руб Депозит 500 руб (Оплата по факту возврата из депозита) ***********************************************************************...
Здравствуйте! Меня зовут Михаил Андреев, я представляю компании "Райс Битум" (в составе холдинга «RISE GROUP»). Кто мы? С 2015 года поставляем Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) по всей России и н...
Продаётся действующий завод по переработке нефти и газоконденсата, с емкостным парком, строениями и прочим. Производительность 50-70 тонн в сутки. Все в идеальном состоянии, производство налажено. НП...
ГОСТы, ТУ, стандарты
нефтеперерабатывающей
Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.
Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.
Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.
Документ внесен организацией СНГ - Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.
Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.
На прошлой неделе я был на самом крупном нефтеперерабатывающем заводе России (и одном из крупнейших в мире) – Омском НПЗ. Он же является одним из самых эффективных по глубине переработки нефти заводов среди себе подобных в России, да и не только.
Омский НПЗ существует с 1955 года, а с 2008 по 2015 годы был проведен первый этап масштабной модернизации производства, что позволило перейти на выпуск моторных топлив экологического класса «Евро-5» и значительно повысить энергоэффективность и экологичность. Кстати, на заводе говорят, что готовы перейти и на производство «Евро-6», если потребуется. С учетом начавшегося второго этапа модернизации, который завершится в 2020 году, уже через 4 года глубина переработки нефти будет составлять рекордные даже для мировых показателей 97%.
Если вы никогда не были на таких производствах, то я хочу сделать для вас небольшую фотоэкскурсию по Омскому НПЗ, чтобы вы могли ощутить всю мощь и силу отечественного топливно-энергетического комплекса.
Если смотреть с уровня земли, то все вокруг кажется гигантским, есть своя сеть дорог и кажется, что легко можно заблудиться. К тому же, расстояние до объектов кажутся меньше, чем есть на самом деле из-за размеров оборудования и различных установок, труб и других объектов НПЗ.
Если же забраться на одну из самых высоких точек Омского НПЗ – «Изомалк-2», высотой 50 метров, то открываются виды, которые еще более наглядно показывают размеры этого гигантского производства.
Но это еще не все. На этом НПЗ с прошлого года начали реализовывать проект, согласно которому к 2020 году предполагается создание высокотехнологического комплекса по производству катализаторов для НПЗ. Этот проект настолько актуален и интересен для отрасли, что ему Минэнерго уже присвоило статус Национального проекта. Когда проект будет реализован, то в России начнется не только производство катализаторов для создания топлива стандартов «Евро-5» и выше, но и в Омской области появится целый кластер сопутствующих предприятий с ежегодным оборотом более 1,5 млрд. рублей, будут созданы новые рабочие места и, соответственно, произойдет увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Отдельно хотелось бы поговорить о тех, кто работает на этом заводе.
Вот, например, генеральный директор – Белявский Олег Германович. Изначально у меня были мысли, что он из «чистокровных управленцев», но на заводе его любят и ценят за то, что он производственник со стажем, прошел путь от простого рабочего до руководителя, умеет запускать как отдельные цеха, так и заводы целиком.
Для успешного развития завода руководство думает о перспективах всей отрасли. Большую и серьезную работу в этом направлении делают в Институте проблем переработки углеводородов. Я не совру, если скажу, что тут работают специалисты, которых давно хотят переманить зарубежные корпорции, но они остаются верны Родине и никуда не уезжают. Именно они развивают нефтеперерабатывающую отрасль страны.
А их разработки и оборудование позволяет проводить не только научные эксперименты и искать новые способы максимальной переработки нефти, но и уже сейчас производить катализатор для каталитического крегинга. Например, этот катализатор поставляется на Московский НПЗ и, по отзывам специалистов, намного лучше импортных «аналогов».
А это создатель российского катализатора, превосходящего по всем параметрам зарубежные аналоги. Ученый смеется, отвечая на вопросы, почему до сих пор не уехал за границу и не пора ли на пенсию.
Ну а то, что Омский НПЗ (в прошлом Омский нефтезавод) в тесном сотрудничестве с Институтом проблем переработки углеводородов уже более 60 лет производит качественное топливо для автомобилей и самолетов, вакуумный газойль, битум, гудрон и другие, говорит местный «Зал славы», расположенный в Институте.
Россия, один из мировых лидеров по добыче нефти, располагает серьёзными мощностями по производству продуктов переработки «чёрного золота». Заводы выпускают топливную, масляную и нефтехимическую продукцию, при этом суммарные годовые объёмы производства бензина, дизельного топлива и топочного мазута достигают десятков миллионов тонн.
Масштабы российской нефтепереработки
В настоящее время на территории России функционируют 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий, также занятых в данной отрасли. Совокупные мощности НПЗ страны дают возможности переработки 270 млн тонн сырья. Представляем вашему вниманию топ-10 заводов по переработке нефти по критерию установленных производственных мощностей. Предприятия, вошедшие в список, принадлежат как государственным, так и частным нефтекомпаниям.
1. «Газпромнефть-ОНПЗ» (20,89 млн тонн)
Предприятие «Газпромнефть-ОНПЗ» более известно как Омский нефтеперерабатывающий завод. Владельцем завода является компания «Газпром нефть» (структура «Газпрома»). Решение о постройке предприятия было принято в 1949 году, завод запустили в 1955 году. Установленная мощность достигает 20,89 млн тонн, глубина переработки (соотношение объёма сырья к количеству производимых продуктов) - 91,5%. В 2016 году Омский НПЗ переработал 20,5 млн тонн нефти. Пронедра писали ранее, что фактическая переработка на НПЗ в 2016 году снизилась в сравнении с уровнем 2015 года.
В прошлом году произведено в том числе 4,7 млн тонн бензина и 6,5 млн тонн дизтоплива. Кроме топлива, завод производит битумы, коксы, кислоты, гудрон и другую продукцию. За последние несколько лет предприятие за счёт модернизации мощностей сократило количество выбросов в атмосферу на 36%, к 2020 году планируется снизить степень вредного воздействия на окружающую среду ещё на 28%. В общей сложности за последние 20 лет количество выбросов уменьшилось в пять раз.
2. «Киришинефтеоргсинтез» (20,1 млн тонн)
Киришский нефтеперерабатывающий завод («Киришинефтеоргсинтез», предприятие «Сургутнефтегаза») мощностью 20,1 млн тонн находится в городе Кириши Ленобласти. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1966 году. Фактически в среднем перерабатывает более 17 млн тонн нефти с глубиной 54,8%. Кроме ГСМ, выпускает аммиак, битумы, растворители, газы, ксилолы. По данным предприятия, в последние годы по результатам анализа 2,4 тыс. проб превышений нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выявлено не было. В пределах контрольных точек санитарно-защитной зоны комплекса экологических нарушений также не обнаружено.
3. «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (18,8 млн тонн)
Крупнейший НПЗ «Роснефти» мощностью в 18,8 млн тонн - «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (до 2002 года - Рязанский нефтеперерабатывающий завод) - выпускает автобензин, дизтопливо, авиакеросин, котельное горючее, битумы для строительной и дорожной отраслей. Предприятие начало работать в 1960 году. В прошлом году завод переработал 16,2 млн тонн сырья с глубиной 68,6%, произведя при этом 15,66 млн тонн продукции, в том числе 3,42 млн тонн бензина, 3,75 млн тонн дизтоплива и 4,92 млн тонн мазута. На предприятии в 2014 году начал работать центр экологических исследований. Также функционируют пять экологических лабораторий. Замеры вредных выбросов осуществляются с 1961 года.
4. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (17 млн тонн)
Один из лидеров отечественной нефтепереработки, предприятие «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (владелец - «Лукойл»), расположено в городе Кстово Нижегородской области. Предприятие, мощность которого в настоящее время достигает 17 млн тонн, было открыто в 1958 году и получило наименование Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод.
НПЗ производит порядка 70 наименований продукции, включая бензиновое и дизельное топливо, горючее для авиационного транспорта, парафины и нефтебитумы. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» является единственным в России предприятием, выпускающим пищевые парафины твёрдого типа. Глубина переработки достигает 75%. На заводе работает экологическая лаборатория, имеющая в своём составе два передвижных комплекса. В рамках программы «Чистый воздух» резервуары завода оборудованы понтонами для уменьшения в десятки раз количества выбросов углеводородов в атмосферу. За последние десять лет усреднённые показатели загрязнения окружающей среды снизились втрое.
5. «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (15,7 млн тонн)
Волгоградский (Сталинградский) НПЗ, запущенный в 1957 году, в 1991 году вошёл в состав компании «Лукойл» и получил новое название - «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Мощность завода составляет 15,7 млн тонн, фактическая - 12,6 млн тонн с глубиной переработки в 93%. Сейчас предприятие выпускает около семи десятков наименований продуктов нефтепереработки, включая автобензин, дизтопливо, сжиженные газы, битумы, масла, коксы и газойли. По данным «Лукойла», благодаря выполнению программы экологической безопасности, валовые объёмы вредных выбросов были сокращены на 44%.
6. «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (15 млн тонн)
Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (в настоящее время - «Славнефть-ЯНОС», совместная собственность компаний «Газпром» и «Славнефть»), начал работать в 1961 году. Актуальная установленная мощность завода составляет 15 млн тонн сырья, глубина переработки - 66%. Предприятие занято выпуском автомобильных бензинов, дизельного горючего, топлива, используемого в реактивных двигателях, широкого спектра масел, битумов, восков, парафинов, ароматических углеводородов, мазута и сжиженных газов. За последние 11 лет «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» существенно улучшил качество своих промышленных стоков. Количество накопленных прежде отходов уменьшилось в 3,5 раза, а объём загрязняющих выбросов в атмосферу - в 1,4 раза.
7. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (13,1 млн тонн)
В 1958 году был введён в эксплуатацию Пермский нефтеперерабатывающий завод. Позже он получил такие названия, как Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, «Пермнефтеоргсинтез» и в итоге, после перехода в собственность «Лукойла», был переименован в «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Мощность предприятия при глубине переработки сырья 88% достигает 13,1 млн тонн. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» производит широкий ассортимент продукции, включающий десятки пунктов - бензины, дизтопливо, горючее для реактивных силовых установок, газойли, толуол, бензол, сжиженные углеводородные газы, серу, кислоты и нефтяные коксы.
По заверениям руководства завода, на предприятии активно осуществляются меры, которые позволяют исключить выбросы в окружающую среду загрязняющих компонентов сверх нормативных ограничений. Все виды нефтесодержащих отходов утилизируются при помощи специального современного оборудования. В прошлом году завод победил в конкурсе «Лидер природоохранной деятельности в России».
8. «Газпромнефть - Московский НПЗ» (12,15 млн тонн)
Московский нефтеперерабатывающий завод (собственник - «Газпром нефть»), который в настоящее время обеспечивает удовлетворение 34% потребностей российской столицы в нефтепродуктах, был построен в 1938 году. Мощность предприятия достигает 12,15 млн тонн при глубине переработки в 75%. Завод занят преимущественно в топливном сегменте - производит моторное горючее, однако дополнительно выпускает и битум. Также производятся сжиженные газы для бытовых и коммунальных нужд, топочный мазут. По данным «Газпромнефть - Московский НПЗ», система экологического менеджмента на предприятии соответствует международным стандартам.
Тем не менее, с 2014 года завод неоднократно оказывался в центре внимания ввиду выбросов сероводорода в атмосферный воздух Москвы. Хотя, по данным МЧС, источником загрязнения действительно оказалось упомянутое нефтеперерабатывающее предприятие, соответствующие официальные обвинения предъявлены не были, а под подозрение попали ещё три десятка промышленных объектов, расположенных в городе. В 2017 году представители Московского НПЗ сообщили, что превышений по загрязняющим выбросам на территории предприятия не наблюдается. Напомним, в московской мэрии заявили о запуске системы наблюдения за выбросами завода.
9. «РН-Туапсинский НПЗ» (12 млн тонн)
Предприятие «РН-Туапсинский НПЗ» является старейшим нефтеперерабатывающим заводом в России. Он был построен в 1929 году. Уникальность предприятия состоит также в том, что это - единственный НПЗ в стране, расположенный на черноморском побережье. Собственник «РН-Туапсинский НПЗ» - корпорация «Роснефть». Мощность завода составляет 12 млн тонн (фактически в год перерабатываются 8,6 млн тонн сырья), глубина переработки - до 54%. Основной ассортимент выпускаемых продуктов - бензин, включая технологический, дизтопливо, керосин для осветительных целей, мазут и сжиженный газ. По данным администрации завода, на НПЗ удалось в сжатые сроки сократить в два раза объёмы загрязняющих выбросов в атмосферный воздух. Также качество стоков доведено до показателя рыбохозяйственных водоёмов первой категории.
10. «Ангарская нефтехимическая компания» (10,2 млн тонн)
В Ангарске Иркутской области расположились производственные объекты «Ангарской нефтехимической компании», специализирующейся на нефтепереработке. В комплекс входят нефтеперерабатывающий, химический блоки, а также комбинат по производству масел. Установленная мощность - 10,2 млн тонн, глубина переработки - 73,8%. Комплекс был запущен в 1945 году как предприятие по производству жидкого угольного топлива, а в 1953 году ввели в эксплуатацию первые нефтехимические мощности. Сейчас компания производит автобензин, дизтопливо, керосин для воздушных судов, спирты, мазут, серную кислоту, масла. В рамках выполнения мероприятий экологической безопасности обустроены закрытые факелы для нейтрализации сбросных газов, возводится система оборотного водоснабжения.
Лидеры в переработке нефти: топ регионов и компаний
Если говорить о российской нефтеперерабатывающей отрасли в целом, то для неё характерна большая (до 90%) степень консолидации. Заводы преимущественно работают в составе компаний вертикально-интегрированного типа.
Большая часть существующих в России нефтеперерабатывающих заводов была построена ещё в советский период. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам осуществлялось по двум принципам - близости к месторождениям сырья и сообразно необходимости поставок горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии в конкретные районы РСФСР, или же в соседние республики СССР. Данные факторы и предопределили картину расположения нефтеперерабатывающих мощностей на территории современного российского государства.
Современный этап развития отечественной переработки «чёрного золота» характеризуется не только наращиванием мощностей, но и тотальной модернизацией производства. Последняя даёт возможность российским компаниям как улучшить качество продукции до уровня самых жёстких международных стандартов, так и повысить глубину переработки сырья, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.