Гадания без карт. Изобилие Трактовка знака Вэнь-ваном

Канонический текcт

Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу быть в середине (своего пути) .

  1. Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если (ты) равен (с ним) , хулы не будет. (Если) отправишься, будет награда.
  2. Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую Медведицу. (Если) отправишься, попадешь под сомнение и ненависть. (Если) обладаешь правдой, будь открыт. — Счастье.
  3. Сделаешь обильным свой полог (так, что) среди дня увидишь (неяркую полярную звезду) Алькор. Сломаешь свой правый локоть. — Хулы не будет.
  4. Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую Медведицу. Встретишь равного тебе хозяина. — Счастье.
  5. Придешь с блеском. Будет поддержка и хвала. — Счастье.
  6. Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть. — Несчастье.

В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен. Если все это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая наполнена до краев. Но само изобилие и полнота действительны лишь в динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий царь, то и здесь беспокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так и изобилие должно простираться на всех. Поэтому текст говорит здесь: Изобилие. Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу быть в середине своего пути.

1

Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже структурой самой гексаграммы. Внутри — это огонь, солнце, свет, излучающейся во все стороны. Вовне — это возбуждение, молния. Как из светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции здесь возможна встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому «Книга Перемен» говорит здесь о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее. Один из древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, — «Хун фань», говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены; во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика. При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила или слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым — слабую. Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю мягкость и обходительность политики. В переводе на символику «Книги Перемен», как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли, соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми, у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы, соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому «Книга Перемен» дает следующий положительный афоризм: В начале сильная черта. Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если ты равен с ним, хулы не будет. Если отправишься, то будешь награжден.

2

Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри, а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне, постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвертая черта для второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только еще в себе самом нашел это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка «Книги Перемен» эти занавеси — не что иное, как сомнения в возможности действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, еще не приступивший к действию — раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте здесь находим: Слабая черта на втором месте. Сделаешь обильными свои занавеси так, что среди дня увидишь Большую Медведицу. Если выступишь, то попадешь под сомнение и ненависть. Если овладеешь правдой, то путь открыт. Счастье.

3

(Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Вань И, другое высказывают такие комментаторы, как Ван Би и японский комментатор Ито То-гай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма. Одни, как, например Ван Би, понимают его в чтении мэй, и тогда он значит «еле заметная звезда». Другие же, как, например, Вань И, понимают этот знак, как мо, и тогда это значит «пена, брызги». Поскольку мы исходим по преимуществу из комментария Вань И, постольку следовало бы принять его чтение. Но его чтение я нахожу ошибочным, потому что Вань И не заметил здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмовать с третьим словом, которое, как известно, читается пэй. Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй, совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому объяснение данного афоризма построено на основании комментария Ито Тогай.) Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится все полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая черта. Все сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная маленькая звездочка. Данное слово, которое мы переводим незаметной звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту, где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у человека. Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата. Вот почему «Книга Перемен» говорит здесь: Сильная черта на третьем месте. Сделаешь обильным свой полог так, что среди дня увидишь Полярную Звезду. Сломаешь правый локоть. Хулы не будет.

4

Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире, чет только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи, которые закрывают солнце, в особенности здесь, где «гроза» помещена над «солнцем». Поэтому здесь, на четвертой позиции, когда мы переходим к верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Постольку четвертая черта стоим в соответствии с первой, где упоминался образ хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции. Поэтому в тексте здесь мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Сделаешь обильными свои занавеси, так что среди дня увидишь Большую Медведицу. Встретишь равного себе хозяина. Счастье.

5

Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной гексаграммы есть созвучие, постольку здесь «Книга Перемен» говорит о той хвале, которая предстоит человеку. Вообще «Книга Перемен» чаще всего говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно. Так, в тексте здесь мы читаем: Слабая черта на пятом месте. Придешь с блеском. Будет поддержка. Хвала! Счастье.

6

На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей. «Книга Перемен» говорит о его трехлетнем одиночестве. Под тремя годами разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны — те три позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая, конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания человека «Книга Перемен» предупреждает: Наверху слабая черта. Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть. Несчастье.

Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Сцепление и ясность. Интенсивная и удачливая деятельность во внешнем в сочетании с ясностью и гармонией во внутреннем приведет к изобилию. Но вот только для совершенномудрого материальное благосостояние является скорее отрицательным фактором, чем положительным.

Интерпретация Хейслип

Символ этой гексаграммы — осенняя жатва, сбор богатого урожая. Это значит, что ваша счастливая звезда ярко освещает ваш путь. Дела ваши идут стабильно и успешно. Возможно, в будущем они пойдут еще лучше. Помните, что вам всегда нужно быть в курсе всех событий. Не забывайте и об экономии, старайтесь откладывать деньги понемногу. Это время особенно благоприятно для занятий сельским хозяйством, а также искусством. Однако совсем нет уверенности в том, что желания ваши исполнятся, хотя сейчас вам явно сопутствует успех.

Символ очень благоприятный и означает, что вы под счастливой звездой. Гексаграмма символизирует наступление поры сбора богатого урожая.

В вашей жизни наступил период осенней жатвы, в делах процветание и успех, они пойдут гладко и успешно, а в будущем возможен и дальнейший рост.

Однако не забывайте об информации, сейчас очень важно для вас быть всегда в курсе происходящего и хорошо понимать в разных областях жизни.

Делайте накопления, необходимо откладывать часть заработанных денег.

Период благоприятен особенно для дел в искусстве, шоу бизнесе и в сельском хозяйстве.

Хотя вам и сопутствует сейчас успех, уверенности в исполнении вашего желания нет.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 55.Изобилие

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Фян — Изобилие. Иногда читается, как Фын или Фэн.

Иероглиф изображает в сочетании колосья зерна и переполненный сосуд, рог изобилия.

Богатый, роскошный. Богатый урожай; изобильный, плодородный, многочисленный. Наполнение с переизбытком; кульминация, полнота. Зрелый, толстый, пышный, великолепный. Слишком много, преувеличивать. Обладание многочисленными друзьями, талантами, богатствами.

Смысловые связи гексаграммы 55.Фян

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время достатка и благоденствия. Образом гексаграммы является рог изобилия. Сейчас для вас наступает такое счастливое время, что вам остается лишь улыбаться и сиять, как полуденное солнце. Не скупитесь на добрые чувства, излучайте вокруг поддержку и щедрость.

Вы можете сравнить себя с властным царем, делающим своих подданых счастливыми и щедро наделяющим их дарами и достатком. Это благодатное время не будет длиться вечно. Солнце, когда проходит зенит, начинает опускаться на небосклоне. Луна после полнолуния идет на убыль. Небо и Земля и наполняют, и опустошают все вещи. Отбросьте прочь уныние и грусть, дарите повсюду свет и радость. И не жалейте об этом.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании пятьдесят пятой гексаграммы.

[Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся!

Надо солнцу быть в середине своего пути]

I. В начале девятка.

Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если ты равен с ним, хулы не будет.

Если отправишься, то будешь награжден.

II. Шестерка вторая.

Сделаешь обильным свои занавеси, так что среди дня увидишь Большую Медведицу.

Если отправишься, то попадешь под сомнение и ненависть.

Если владеешь правдой, то будь открыт.

— Счастье!

III. Девятка третья.

Сделаешь обильным свой полог так, что среди дня увидишь Полярную звезду.

Сломаешь правый локоть.

— Хулы не будет.

IV. Девятка четвертая.

Сделаешь обильными свои занавеси так, что среди дня увидишь Большую Медведицу.

Встретишь равного себе хозяина.

— Счастье!

V. Шестерка пятая.

Придешь с блеском. Будет поддержка и хвала.

— Счастье.

VI. Шестерка наверху.

Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме.

Взглянешь на свою дверь и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть.

Книга перемен, включающая в себя философское описание шестидесяти четырех гексаграмм, это наследие великих философов Древнего Китая, которое и по сей день не утратило своей актуальности и влияния. Образные тексты к каждой из гексаграмм не имеют срока давности, иносказательно и с точки зрения энергетики описывая ситуацию, в которой находится человек.

И Цзин привлекала и продолжает привлекать не только тех, кто желает с ее помощью узнать будущее, но и психологов, математиков. Известно, что в свое время ее изучению уделял внимание даже Юнг. Конечно, для правильного толкования сложившейся в гадании картины необходимо применять собственную интуицию, но зачастую гадающий, прочитав толкование, практически сразу чувствует, на какие события указывает выпавшая гексаграмма. В технике гадания на книге перемен нет никаких сложностей. Для этого требуется только три монеты и концентрация.

Вопрос необходимо сформулировать как можно точнее, потому что задавать его второй раз в тот же день уже нельзя. Нельзя задавать И Цзин вопросы, связанные с негативом, направленным на других людей, призванные выяснить, как причинить кому-то зло.

Для создания необходимой для гадания атмосферы можно воспользоваться свечами, включить подходящую музыку, установить ароматическую лампу с любимым маслом. Главными же элементами будут спокойствие и желание рассмотреть проблему отвлеченно, с разных сторон, потому что в обыденной суете можно не замечать простой и элегантный выход из ситуации, который И Цзин укажет практически сразу же.

Выпадающие монеты указывают на то, как взаимодействуют между собой энергии инь и ян: две или три монеты, упавшие «орлом» вверх – говорят о влиянии на ситуацию ян, а «решкой» - о течении энергетики «инь». Солнечная и сильная, активная энергия ян, традиционно называемая мужской, обознается сплошной чертой, в некоторых источниках называется «девяткой». А уклончивая, темная, пассивная, принимающая энергия инь, определяющаяся, как женская, обозначается в гексаграмме пунктиром, именуется так же «шестеркой».

Каждая гексаграмма состоит из шести линий – двух триграмм. Это своеобразные этапы развития ситуации. Заполнение триграмм начинается снизу. Каждому этапу будет соответствовать своя энергетика, что в итоге и даст понимание ситуации в целом и ее развития в будущем. Гексаграмма 55 в первой триграмме имеет две сплошных черты, между которыми находится пунктирная линия – то есть, 9-6-9, а во второй – нижнюю сплошную черту и две пунктирных – 9-6-6. На китайском языке эта гексаграмма имеет название «Фын», что означает в дословном переводе «Изобилие». Дословный перевод китайского текста, объясняющего данную гексаграмму, может ввести европейца в недоумение.

В толковании каждая строка-линия, то есть, каждая «шестерка» и «девятка» гексаграммы рассматривается отдельно, и из этого уже вырастает общая картина, которую довольно трудно осмыслить. Поэтому современному человеку проще воспользоваться адаптированным переводом. Поясняющим изображением к данной гексаграмме обычно служит рог изобилия.

Толкование гексаграммы 55

Настал момент пожинать посеянные ранее плоды, собирать богатый урожай, пока в небе ярко сияет счастливая звезда. Все дела в этот период будут завершены успешно, без резкого взлета, очень ровно и с тенденцией к постепенному улучшению и росту. Важно уделять внимание получаемой информации, не тратить безрассудно полученную прибыль, а собирать ее, накапливать, чтобы использовать позднее.

Это время для занимающихся искусством, творческих личностей, работающих в контакте с большим числом людей, это время для бизнеса, связанного с землей. Фын говорит об успехе и благосостоянии, однако последняя линяя гексаграммы предвещает, что в долгосрочной перспективе есть определенный шанс неудачи. Стоит быть внимательным и не увлекаться сегодняшним моментом, больше внимания уделив долгосрочной перспективе. Стоит заметить, что такой инструмент, как книга перемен, толкование гексаграмм рассматривает не только как четкое описание, данное в философском тексте. Здесь важна работа интуиции самого гадающего.

Фын говорит о присутствии в настоящем моменте яркой и активной энергетики ян, но на последней стадии – то есть, в долгосрочной перспективе, в гексаграмму вмешивается поток энергии инь, отчего и существует предупреждение о возможном несчастье, неудаче через определенный временной промежуток. Однако предупрежденный человек, который последует совету и станет собирать информацию, не позволив успеху затуманить голову, сумеет миновать эту неудачу. Расшифровка гексаграмм с упором на собственные ощущения – это практически такой же инструмент самоанализа, как использование карт Таро.

Что касается конкретно гексаграммы «Фын», то стоит рассматривать ее, не забывая о китайских традициях понимания мира, а именно, о том, что восточная мудрость представляет все текущие процессы в глубокой взаимосвязи друг с другом. Смерть и конец в этом случае являются лишь ступенью к иному началу, Вселенная находится в вечном движении, в перерождении, изменении.

Таким образом, гексаграмма 55 дает понять, что хотя в настоящий момент человек находится в ситуации, сравнимой с зенитом, временем сбора самого большого урожая, но впереди, согласно всем природным законам, будет энергетический спад, время заката. Очень важно не потратить все силы, ликуя сейчас, а суметь найти гармонию и продвигаться дальше даже в будущие темные времена, потому что они так же конечны.

Если рассматривать эту гексаграмму применительно к современному миру, то наибольший успех она пророчит в финансовой сфере, в бизнесе. Особенно это касается тех, кто занят в шоу-бизнесе и творческих профессиях. Однако «рог изобилия», который представляет собой Фын – это и удачи на личном фронте, спокойствие в отношениях. Гексаграмма 55 относится к одним из самых благоприятных гексаграмм книги перемен, но всегда стоит помнить о том, что И Цзин отражает течение и изменчивость, поэтому ничто не будет длиться бесконечно.

В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен.

Если все это сделано так, как этого требовала окружающая жизнь, то дому предстоит изобилие, и данная ситуация изображает собой полную чашу.

Даже пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая наполнена до краев.

Но само изобилие и полнота действительны лишь в динамике.

Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий царь, то и здесь беспокоиться нечего, ибо дом действительно полон.

Ее нужно распространить на всех окружающих людей. Как солнце, стоящее в середине своего пути, отдает свои лучи всему окружающему пространству, так и изобилие, о котором говорится в данной гексаграмме, должно простираться на всех.

Поэтому текст говорит здесь:

Изобилие.
Свершение.
Царь приближается к нему.
Не беспокойся.
Надо солнцу быть в середине своего пути.

Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже структурой самой гексаграммы. Внутри - это огонь, солнце, свет, излучающийся во все стороны. Вовне - это возбуждение, молния. Как из светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молнии, так изобилие дома простирается на всех.

Поэтому уже на первой позиции здесь возможна встреча с хозяином, но с хозяином подобным самому действующему человеку. Настолько данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому «Книга Перемен» говорит здесь о выступлении в самом положительном духе.

Но для понимания данной позиции и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее. Один из древних китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, - «Хун фань», говорит о том, что среди управляемых людей могут встретиться три типа:

во-первых, люди, которые обладают как твердостью характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены;

во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера преобладают;

и, в-третьих, люди, которых преимущественно характеризует их мягкость и обходительность.

Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика.

При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила и слабость.

Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым - слабую.

Если же их сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, то для управления людьми со слабым интеллектом необходима интеллектуальная сила управляющего.

И для управления людьми с сильно развитым интеллектом управляющий должен применить всю мягкость и обходительность политики.

В переводе на символику «Книги Перемен», как говорит об это Вань И, первое - возможность управления людьми чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли - соответствует только данной гексаграмме, и второе - управление людьми, у которых сила и слабость проявляется в сфере интеллекта, - выражено во всех остальных гексаграммах.

Мы обыкновенно видели, что слабая черта находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы соответствие между чертами гексаграммы возникает только тогда, когда соответствующие позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому «Книга Перемен» дает следующий положительный афоризм:

В начале сильная черта.
Встретишь подобного тебе хозяина.
Даже если ты равен с ним, хулы не будет.
Если отправишься, то будешь награжден.

Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри, а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне, постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвертая черта для второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда от только еще в себе самом наше это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка «Книги Перемен», эти занавеси не что иное, как сомнения в возможности действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому здесь в той ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо с полной силой и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ преодолеть то недоверие, которое встречает здесь человек, еще не приступивший к действию, - к раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте здесь находим:

Слабая черта на втором месте.
Сделаешь обильными свои занавеси так, что среди дня увидишь Белую Медведицу.
Если выступишь, то попадешь под сомнение и ненависть.
Если владеешь правдой, то путь открыт.
Счастье.

Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Вань И, другое высказывают такие комментаторы, как Ван Би и японский комментатор Ито Тогай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма. Одни, как например Ван Би, понимает его в чтении мэй и тогда он значит «пена, брызги». Поскольку мы исходим преимущественно из комментария Вань И, то следовало бы принять его чтение. Но его чтение я (автор Ю. Шуцкий) нахожу ошибочным, потому что Вань И не заметил здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмовать с третьим словом, которое, как известно, читается пэй. Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй, совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом мэй, совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому объяснение данного афоризма построено на основании комментария Ито Тогай.

Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что, оно становится все полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая черта. Все сильнее сомнение, закрывающая изобилие внутренних сил человека.

Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная маленькая звездочка.

Данное слово, которое мы переводим незаметной звездой, значит, по некоторым версиям, Полярная Звезда. И мы останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту, где говорится о Большой Медведице.

В этих условиях - полной окутанности сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек своим сомнением мешает возможности действовать дальше, тем больше стеснена его возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у человека.

Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой руки, именно правой, которой человек действует.

Если человек примет во внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому себе. И тогда перед ним появится возможность избежать дурного результата. Вот почему «Книга Перемен» говорит здесь:

Сильная черта на третьем месте.
Сделаешь обильным свой полог так, что среди дня увидишь Полярную Звезду.
Сломаешь правый локоть.
Хулы не будет.

Данная гексаграмма состоит из триграммы Ли, которая обозначает солнце, и триграммы Чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире, чем только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи, которые закрывают солнце, в особенности здесь, где «гроза» помещена над «солнцем». Поэтому здесь, на четвертой позиции, когда мы переходим к верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Поскольку четвертая черта стоит в соответствии с первой, где упоминался образ хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только тогда исход его деятельности может быть благоприятным, ибо действие одного человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже подготавливается та поддержка, которая выступит на следующей позиции. Поэтому в тексте здесь мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте.
Сделаешь обильными свои занавеси, так что среди дня увидишь Большую Медведицу.
Встретишь равного тебе хозяина.
Счастье.

Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной гексаграммы есть созвучие, постольку здесь «Книга Перемен» говорит о той хвале, которая предстоит человеку. Вообще «Книга Перемен» чаще всего говорит, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат эти слова. Поэтому они здесь сказаны не напрасно. Так в тексте здесь мы читаем:

Слабая черта на пятом месте.
Придешь с блеском.
Будет поддержка.
Хвала!
Счастье.

На последующей позиции переразвитие ситуации изобилия в самой в себе. Она замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность не может быть благополучной. Он сам отрезает себя от окружающих людей. «Книга Перемен» говорит о его трехлетнем одиночестве. Под тремя годами разумеется, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны - те три позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая, конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания человека «Книга Перемен» предупреждает:

Наверху слабая черта.
Сделаешь обильным свое жилище.
Сделаешь занавеси в своем доме.
Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого.
Три года никого не будешь видеть.
Несчастье.

Современное толкование

55. Эта гексаграмма символизирует осеннюю жатву, сбор богатого урожая и означает, что ваша счастливая звезда ярко освещает все ваши дела.
Они идут успешно и ровно, а в будущем, возможно, пойдут еще успешнее и прочнее.
Не забывайте о том, что для вас очень важно всегда быть хорошо информированным и что определенную часть заработанных денег следует откладывать.
Данный период особенно благоприятен для дел, связанных с сельским хозяйством, искусством и шоу-бизнесом.
Однако, хотя сейчас вам сопутствует успех, нет полной уверенности, что желания ваши исполнятся.

Изобилие становится полным, когда группа объединяется, и сила ее руководства находится на пике. Это похоже на солнце в полдень — время проницательности и прогресса. Пиковые периоды могут быть краткими. Важно засушить сено, пока светит солнце.

В период изобилия вам следует проявлять благожелательность и делиться плодами своей удачи. Подумайте о добрых делах сейчас. Эта гексаграмма служит хорошим предзнаменованием для воспитания детей и воспитания здоровой семьи или любой сплоченной группы.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Чтобы получить опыт изобилия, обратитесь к смеси энергии и видения. Часто эта комбинация может быть у двух человек, которые объединяются вместе в попытке, проекте или отношениях. Показательно, что партнерство хорошо сочетается. Эта строка указывает на то, что нынешнее время подходит для партнерства, которое может помочь вам продвинуться на вершину. Вас ждет большое счастье.

Во времена изобилия интриги похожи на затмения солнца, которые случаются иногда. Часто лучший способ справиться с периодами временной темноты — позволить им пройти. Держитесь того, что истинно, и солнечный свет скоро вернется.

Недавний успех натыкается на препятствие, которое может вырвать вожжи из ваших рук. В замешательстве могут получить власть ничтожные люди. Это может остановить вас в данный момент. Хотя вы не виноваты, вам предстоит некоторое время потерь и трудностей, но время расставит все на свои места.

Когда тень перешла в ситуацию процветания или успеха, чувство неуверенности еще может остаться. Чтобы предотвратить это, необходимо прилагать усилия для поиска дополнительных сильных сторон, которые поддержат вашу позицию.

Те, кто скромны на высокой должности, привлекают тех, кто способен дать блестящий совет. Принятие хорошего совета приносит благословения и высшую удачу. Ситуация подобна ситуации богатого человека, который нанимает лучших инвестиционных консультантов, а затем слушает их! Богатые становятся богаче.

Строка 6 (верхняя строка)

Высокомерие приводит к противоположному желаемому эффекту. Если вы будете стремиться к изобилию настолько сильно, что оттолкнете тех, кто рядом с вами, вы останетесь с пустой сумкой. Очень жаль. Такая сила сравнима с большим факелом в море свечей: чем больше пламя передается другим, тем больше вероятность того, что факел снова загорится, если его пламя погаснет. В противном случае результатом станет изоляция и несчастье.